|
Пуччини (Puccini) Джакомо (22.12.1858, Лукка - 29.11.1924, Брюссель)
- итальянский композитор. Сын композитора. С раннего детства учился игре на органе и фортепиано. В возрасте 14 лет поступил в музыкальную школу, где занимался у К.Анджелони; одновременно служил церковным органистом. В 1875г. Пуччини пешком добрался с товарищами до Пизы, где ставили "Аиду" Верди. Под впечатлением этого спектакля Пуччини принял решение стать оперным композитором. В 1880г. он поступил в Миланскую консерваторию, где его педагогами были А.Баццини и А.Понкьелли. Среди друзей Пуччини - П.Масканьи, будущий автор "Сельской чести". В 1883-84гг. Пуччини написал первую оперу "Виллисы" по старогерманской легенде, которая послужила ранее сюжетом балета французского композитора Ш.Адана "Жизель"; благодаря покровительству А.Бойто опера Пуччини была поставлена в Милане в 1884г. и имела успех. Клавир оперы напечатал итальянский музыкальный издатель Рикорди, предложивший Пуччини написать новую оперу. Вторая опера Пуччини "Эдгар" (поставлена 1889г., по драме А.Мюссе "Чаша и уста") имела меньший успех.
Заметный шаг к достижению собственного стиля Пуччини сделал в следующей опере "Манон Леско" (постановка 1893г., Турин) по роману Л.Прево, с которой началась известность композитора. После постановки оперы "Богема" (1896, Турин) по роману А.Мюрже Пуччини приобретает всемирную славу, которая еще больше возросла с появлением опер "Тоска" (постановка 1900, Рим) и "Мадам Баттерфляй" (1904; Рим) Эти три оперы пользуются до настоящего времени популярностью во всем мире. Пуччини занял свое место в итальянской музыке как продолжатель Верди и крупнейший оперный композитор Италии последовавшего периода.
В историю мировой музыки Пуччини вошел как яркий представитель веризма - художественного направления, сложившегося в последние десятилетия 19в. в итальянской литературе. Для музыкального "веризма" характерны отображение душевного мира простых, ничем не примечательных людей в сочетании с любовью к напряженным, драматическим ситуациям, быстрому, динамичному развертыванию сюжета, повышенному эмоциональному тонусу. Сюжеты брались не только из итальянской жизни, проявлялся интерес и к экзотике дальних стран. Веристы вслед за Верди (периода "Отелло" и "Фальстафа") приняли свободно развертывающееся непрерывное развитие оперного действия, без деления на четко разграниченные номера.
Пуччини проявлял большой интерес к музыке своих современников, хорошо знал выдающиеся произведения новых авторов, возбудившие внимание к себе в первой четверти 20в. Например, опера Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" оказала на Пуччини сильное воздействие, заметное в гармонических и оркестровых приемах его опер, начиная с "Девушки с Запада" (постановка 1910г., Нью-Йорк). В "Турандот" заметны даже и более новые тенденции, появившиеся, быть может, под впечатлением музыки Стравинского. Если сочетание веризма с некоторыми приемами Вагнера и Дебюсси создавало, например в "Девушке с Запада", достаточно гармоничное целое, то в поздних операх Пуччини нельзя не заметить некоторой стилистической пестроты.
"Есть три основных закона у театра: заинтересовать, поразить и растрогать,- говорил Пуччини - Я старался, как умел, нравиться широким массам". При этом он подчеркивал свою приверженность к сюжетам не героическим или взятым из прославленных произведений мировой классики, а к простым историям о "маленьких людях".
Манон Леско, бедная цветочница Мими, подруга поэта Рудольфа, бесстрашная Тоска, трогательная Чио-Чио-Сан открыли в творчестве Пуччини галерею характерных женских образов. Его героини - простые и скромные женщины, способные любить искренне и горячо, идущие на гибель ради тех, кого они любят. В опере "Тоска" Пуччини поднимает эту линию своего оперного творчества до уровня социального обобщения.
Страстная эмоциональность стиля Пуччини иногда переходит в излишнюю нервную взвинченность, натурализм, Пуччини не чуждается и мелодраматических приемов. И все-таки композитор был во всем предельно искренен, сам бывал глубоко увлечен ситуацией, переживая ее вместе с героями. Он плакал, закончив сцену смерти Мими в "Богеме"
В операх Пуччини удачны и эпизоды комического характера (например, сцена в кафе на бульваре и др. в "Богеме"). Целиком к жанру комедии относится "Джанни Скикки" (постановка 1918г.; Нью-Йорк), сюжетом для которой послужила одна из новелл "Декамерона" Боккаччо. Много сатирически-гротескового и в "китайской" опере "Турандот", в основу которой положена старинная легенда, переработанная К.Гоцци в одноименную комедию (опера закончена Ф.Альфано; постановка 1926г., Милан).
Произведения Пуччини оказали значительное влияние на последующее развитие оперной музыки, особенно в Италии. Близость к стилю Пуччини ощущается и в итальянской симфонической музыке, например, в поэмах О.Респиги "Фонтаны Рима" и "Пинии Рима". Мимо творчества Пуччини не прошли и композиторы других стран, например Дж.Гершвин ("Порги и Бесс"), Дж.К.Менотти и многие другие.
Большой популярностью пользуются оперы Пуччини и в Советском Союзе, особенно три наиболее известные из них.
Соч.: (кроме упомянутых) оперы, в т.ч. (даты постановок) - "Рондина" ("Ласточка" - комическая опера, 1917), триптих, объединяющий одноактные оперы,- "Плащ", "Сестра Анжелика", "Джанни Скикки" (1918), для оркестра - симфоническое каприччио (1883), "Хризантемы" и 3 менуэта для струнного квартета, реквием, песни, духовные произведения.
Лит.: Смис А. (Кузнецов К.), Пуччини и его опера "Богема", М., 1936;
Келдыш Г., Дж.Пуччини, Л, 1962;
Нестьев И., Дж.Пуччини, М.1963;
G.Puccini Carteggi Puccimani, Milaro, 1958;
Conti P., Puccini, Milano 1955;
Sartori С., Puccini, Milano, 1958;
Сarner M., Puccini, Milano, 1961.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|