|
Пиччинни, неточно - Пиччини (Piccinni) Никола (16.01.1728, Бари, близ Неаполя - 7.05.1800, Паси, близ Парижа)
- итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Учился в консерватории в Неаполе у Ф.Дуранте и Л.Лео. В 1754г. в Неаполе была поставлена первая опера Пиччинни "Высокомерная женщина", за которой последовал ряд других опер. Но отличным оперным композитором Пиччинни был признан после постановки его комической оперы "Чеккина, или Примерная дочка" на либретто К.Гольдони по сюжету романа С.Ричардсона "Памела" (постановка 1760), обошедшей многие зарубежные сцены. Уже на следующий год Пиччинни написал продолжение этой оперы "Примерная дочка замужем" (Болонья). Пиччинни пишет по несколько опер в год; только за 1761г. было поставлено 10 его новых опер, а в следующем году - 7. В 1776г. Пиччинни переселился в Париж, где получил должность придворного композитора. В Париже ему пришлось соперничать с Глюком ("война буффонов" - борьба "глюкистов" и "пиччиннистов"). Хотя Пиччинни проявил себя главным образом в жанре комической оперы, он писал и драматические произведения под влиянием Глюка. Наиболее успешно в Париже прошла его опера "Роланд" (1778), которую подняли на щит сторонники Пиччинни. Но когда появились две оперы Глюка и Пиччинни на один и тот же сюжет - "Ифигения в Тавриде", превосходство Глюка было признано даже "пиччинистатами".
С 1778г. Пиччинни был директором итальянской оперы в Париже; с 1784г. - профессором Королевской школы пения, позднее преобразованной в консерваторию. В 1789г. возвратился в Неаполь, а с 1798г. снова жил в Париже, где был назначен одним из инспекторов консерватории.
Пиччинни один из значительных представителей неаполитанской оперной школы второй половины 18в. Фактически являясь последователем Глюка в опере-сериа, он боролся против Глюка. Пиччинни вносил новое в свои произведения: он расширил финалы актов, усложнил форму дуэтов, писал арии в форме рондо и т.п. Среди его лучших опер, помимо "Чеккины" и "Роланда",- "Олимпиада" (1761), "Примерная морячка" (1765), "Хитрые близнецы" (1771), "Александр в Индии" (1774), "Аттис" (1780), "Дидона" (1783), "Пенелопа" (1785) (даты постановок).
Соч.: 127 опер; инструментальные пьесы; 3 оратории, в т.ч. "Смерть Авеля" (1792), месса, кантата и др.
Лит.: Delia Corte A., Piccinni, Bari 1928;
La Rotella P, N.Piccinni, Bari 1928.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|