|
Штраус (Strauss) Иоганн (сын) (25.10.1825, Вена - 3.06.1899, Вена)
- австрийский композитор и дирижер. Старший сын Иоганна Штрауса. Отец хотел, чтобы его сын стал коммерсантом, но Штраус решил идти по стопам отца; тайно от него Штраус обучался игре на скрипке и композиции. Вена издавна славилась своей любовью к музыке и танцам. В одном из венских ресторанов в октябре 1844г. впервые выступил и Штраус, организовавший из 15 своих сверстников концертный ансамбль. И вальсы Штрауса, и его исполнение произвели сильное впечатление на требовательных венцев, сравнивавших, естественно, молодого Штрауса с его прославленным отцом. На следующий день одна из венских газет поместила отчет об этом выступлении, где рецензент писал: "Доброй ночи, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!"
Слава Штрауса неуклонно растет. После смерти отца в 1849г. он объединяет его оркестр и свой и с огромным успехом выступает в Австрии и других странах. В 1849г. Штраус впервые посетил Россию, где концертировал в Варшаве. В 1856г. он получил приглашение от дирекции Царскосельской железной дороги ежегодно в течение летних месяцев дирижировать в Павловском вокзале под Петербургом. Эти концерты продолжались до 1865г. Помимо своих произведений, Штраус включал в программы сочинения других композиторов, в т.ч. Глинки. Под управлением Штрауса были исполнены впервые "Песня одалисок" и "Марш Олоферна" из оперы Серова "Юдифь", "Танцы сенных девушек" из оперы Чайковского "Воевода". Штраус еще несколько раз приезжал в Россию, где концертировал в Петербурге и Павловске; в 1882г. он дирижировал в Петербурге премьерой своей оперетты "Цыганский барон". Последний раз Штраус выступил в России в 1886г. В 1872г. с триумфальным успехом прошли гастроли Штраус в США, он дирижировал в Бостоне для стотысячной аудитории грандиозным оркестром и хором в составе 20 тысяч человек. В 1863г. Штраус передал оркестр своим братьям Йозефу и Эдуарду. В 1863-70гг. он состоял дирижером венских придворных балов. С 1870-х гг. Штраус почти перестал дирижировать и занимался в основном сочинением оперетт.
Штраус вошел в историю музыки как "король вальсов", создатель классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано; его первый вальс был написан в 6-лет нем возрасте (впоследствии опубликован под названием "Первая мысль"). Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. В отличие от распространенных тогда сочинений этого жанра, которые пред ставляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение. Большей частью это сюиты вальсов, состоящие из интродукции, 5-частного цикла вальсов и развернутой коды. Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, а главное, неразрывная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой - таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса. Среди них приобрели исключительную популярность во всем мире "На прекрасном голубом Дунае" (1867) и "Сказки Венского леса" (1868). Большое распространение получили и такие его вальсы, как "Жизнь артиста", "Вино, женщина, песня", "Венская кровь", "1001 ночь" (из оперетты "Индиго"), "Розы юга" (из оперетты "Кружевной платок королевы"), "Императорский вальс" и многие другие. Популярны и другие танцы Штрауса - польки ("Тик-так", "Пиццикато" - вместе с братом Йозефом), кадрили, галопы, а также "Вечное движение", "Персидский марш" и др. Во время революции 1848г. Штраус отразил свои настроения в вальсах "Песни свободы", "Песня баррикад", "Звуки единства", в "Революционном марше" и др. Свои впечатления от пребывания в России Штраус выразил в вальсе "Прощание с Петербургом", вальсе-фантазии "Русская деревня", польках "Воспоминание о Павловске" и "Нева", "Петер бургской кадрили" и других танцах.
В 1870г. начинается новый период творческой деятельности Штрауса: он обращается к жанру оперетты. Его первая оперетта "Веселые венские женщины" не увидела света, а третья оперетта Штрауса - одно из его самых блестящих произведений "Летучая мышь" - была холодно принята той самой венской публикой, которая боготворила Штрауса за вальсы. Неуспех оперетты один из критиков объяснял тем, что в "Летучей мыши", написанной по французской бытовой комедии А.Мельяка и Л.Галеви, либреттистов оперетт Ж.Оффенбаха и оперы "Кармен" Ж.Визе, не было никаких экзотических принцев, венгерских магнатов, парижской богемы, то есть всего того, к чему привыкли зрители. Лишь после сенсационного успеха "Летучей мыши" в других странах эта оперетта, снова поставлена в Вене, была достойно оценена зрителями.
К лучшим образцам венской классической оперетты от носится также и "Цыганский барон" (постановка 1885г.), написанный по повести знаменитого венгерского писателя М.Иокая "Саффи". Эти оперетты совершенно затмили произведения царствовавшего на венской сцене Оффенбаха. Среди других оперетт Штрауса выделяются "Веселая война" (постановка 1881г.) и "Ночь в Венеции" (постановка 1883г.; в 1925г. переработана Э.Кшенеком). Другие же его оперетты не удержались на сцене; не помогли и многие переделки и новые тексты. Неудача их объясняется в основном слабостью либретто и тем, что сам композитор недооценивал значение драматургии спектакля.
Наряду с Ф.Зуппе и К.Миллёкером Штраус является родоначальником венской классической оперетты. (Лучшие произведения Зуппе и Миллёкера "Боккаччо" и "Нищий студент" написаны после "Летучей мыши".) Но произведения Штрауса дали новое направление этому жанру - танцевальной оперетте. Подобно тому как все оркестровые пьесы Штрауса написаны в танцевальных ритмах, так и его оперетты зиждутся на танцевальной ритмике. Вальс, полька, чардаш, галоп господствуют в его опереттах. Но зато в опереттах Штрауса полностью отсутствуют элементы сатиры, чем так блистал Оффенбах. Дальнейшее развитие венской танцевальной оперетты связано с именами выдающихся композиторов этого жанра Ф.Легара и И.Кальмана. "Благодаря Штраусу,- писал Кальман,- оперетта стала легкой, жизне радостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией".
Жизнеутверждающую, оптимистическую музыку Штрауса высоко ценили Вагнер, Брамс, Берлиоз, Лист и другие выдающиеся музыканты. Р.Шуман писал: "Две вещи на земле очень трудны: во-первых, добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса, каждому в своем роде". Многие мотивы вальсов Штрауса, песен из его оперетт превратились в австрийские народные мелодии.
В 1880-х гг. "Летучая мышь" и "Цыганский барон" были поставлены на русской сцене, и в конце 19в. "Цыганский барон" стал самой популярной опереттой в России после "Прекрасной Елены". На советской сцене и эстраде музыка Штрауса получила особое распространение с конца 30-х гг. после появления на экранах фильма "Большой вальс".
По мотивам Штраус написана оперетта А.Мюллера "Венская кровь". На советской сцене идут балеты "Штраусиана" и "Голубой Дунай", построенные на мелодиях Штрауса. Обработки его вальсов для фортепиано делали Брамс, Годовский, Таузиг, Грюнфельд и др.
Соч.: комическая опера "Рыцарь Пасман" (постановка 1892г. Вена); балет "Золушка" (закончен И.Байером); оперетты (кроме упомянутых; даты постановок) - "Индиго и сорок разбойников" (1871; переработана Э.Рейтером как "1001 ночь"), Римский карнавал (по пьесе В.Сарду "Пикколино", 1873), "Калиостро в Вене" (1875), "Принц Мафусаил" (1877), "Слепая корова" (1878), "Кружевной платок королевы" (1880), "Симплициус" (1887), "Графиня Нинетта" (1893). "Ябука, или Яблочный праздник" (1893), "Лесной сторож" (1895, переработана Р.Бенацким), "Богиня благоразумия" (1897), для оркестра - около 500 танцев и маршей, Картины грез.
Лит.: Янковский М., "Цыганский барон" И.Штрауса, Л., 1941;
Ярон Г., И.Штраус, "Советская Музыка" 1949 №9;
Кнеплер Г., И.Штраус, "Советская Музыка" 1955 №11;
Мейлих Е., И.Штраус. Из истории венского вальса, Л.(2-е изд.) 1964;
Schnitzer J., Meister Johann, Bd.1-2, W. 1920;
Ewen D., Tales from the Vienna woods: story of J. Strauss, NY 1944;
Dedsey W., J. Strauss, W.(2-е изд.) 1948;
Welnmann A., Verzeichnis samtlicher Werke von J.Strauss, Vater und Sohn. W. 1956;
Wieteschnik A., Die Dinastie Straus, W. 1958.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|