|
Куперен (Couperin) Франсуа (прозванный "великим К.", в отличие от своего дяди, тоже Франсуа К.) (10.11.1668, Париж, - 12.09.1733, Париж)
- французский композитор, органист и клавесинист. Родился в семье музыкантов. Первым учителем был его отец, органист парижской церкви Сен-Жермен; позднее обучался у органиста королевской капеллы Ж.Д.Томлена. В 17 лет начал работать органистом в церкви Сен-Жерве; в 1693г. заменил своего учителя, получив звание "королевского органиста". С 1701г. состоял придворным клавесинистом и давал уроки музыки членам королевской семьи. Куперен был отличным клавесинистом и органистом. В 1730г. из-за болезни ушел в отставку.
Куперен принадлежит к числу виднейших французских ком позиторов рубежа 17-18 вв. Сочинял органную, клавесинную, камерно-инструментальную и вокальную музыку. (Куперен совершенно не писал опер, оркестровой и хоровой музыки.) Первыми его опубликованными произведениями (в 1692г.) были трио-сонаты, написанные в стиле Корелли, итальянскую форму которых Куперен фактически ввел во французскую музыку. (Первые его трио-сонаты даже были изданы под итальянским псевдонимом.)
Исключительное значение имеют произведения Куперена, написанные для клавесина и сыгравшие огромную роль в развитии фортепианного искусства. Основным его сочинением являются 4 сборника "Клавесинных пьес" (1713, 1716, 1722, 1730), содержащие 230 пьес, объединенных в 27 сюит, в которых наиболее полно воплощены характерные черты галантного стиля (мелодическая орнаментика, грациозные ритмы и т.п.). Пьесы Куперена отличаются мелодическим богатством. Характерно, что многие современные Куперену поэты писали тексты на мелодии его пьес (Куперен пишет об этом в предисловии к третьему сборнику).
Излюбленной музыкальной формой Купереном была сюита, состоящая из поэтических миниатюрных пьес, часто с программно-характеристическими названиями. "При сочинении пьес, писал Куперен в предисловии к первому сборнику,- я всегда имел в виду определенный сюжет, который мне подсказывали различные обстоятельства. Поэтому названия соответствуют идеям, которые были у меня при сочинении данных пьес". В сюиты (Куперен называл их "LesOrdres" - "последовательности") входили различные танцы (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), пьесы жанрово-изобразительного характера ("Жнецы", "Молотобойцы", "Ветряные мельницы"), женские портреты ("Любимая", "Анжелика", "Флорентинка", "Испанка"), портреты друзей и родных ("Гарнье", "Форкере"), поэтические зарисовки ("Сестра Моника", "Развевающийся чепец", "Нежная Нанетта"), картинки природы ("Тростники"), карнавальные сцены, даже черты человеческого характера и настроения ("Мрачная", "Кокетство", "Стыдливость"), образы птиц и насекомых ("Кукушка", "Бабочки", "Пчелы"). Куперен писал: "Я люблю больше то, что меня трогает, чем то, что меня поражает". Трактат Куперен "Искусство игры на клавесине" (1716), который очень ценил И.С.Бах, содержит ряд ценных методических указаний, уточняет орнаментику и аппликатуру. Своими клавесинными пьесами Куперен оказал большое влияние на своих современников и последующее поколение композиторов. И.Брамс, редактировавший новое издание клавесинных сюит Куперен, писал, что Скарлатти, Гендель и Бах - в числе учеников Куперена. В 1933г. в Париже было закончено издание полного собрания сочинений Куперена в 12 тт. под редакцией М.Коши.
Соч.: концерты, в т.ч. Королевские концерты (написанные для Людовика XIV) для скрипки, флейты, гобоя, фагота и клавесина, трио-сонаты - "Парнас, или Апофеоз Корелли" (1724), "Апофеоз несравненного Люлли" (1725), "Нации" (1726) и др., пьесы для инструментальных ансамблей, сонаты, пьесы для клавесина, 2 мессы для органа, состоящие из 21 пьесы каждая; терцеты, дуэты, песни; церковные произведения.
Лит.: Кузнецов К., Музыкально-исторические портреты и материалы по истории пианизма, вып.1, М.-Л., 1952;
Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960 (с.156-169);
Воuvet Сh., Une dinastie des musiciens francais, Les Couperins, P., 1919;
Tessier A., Les Couperins, P. 1926;
Brunold P., F.Couperin, Monaco 1949;
Mellers W., F.Couperin and the french classical traditions, L., 1950.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|