|
Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17.12.1770, Бонн - 26.03.1827, Вена)
- немецкий композитор. Способности к музыке Бетховен проявил очень рано, и ему еще не исполнилось 8 лет, когда он стал выступать в концертах как клавесинист. Первые уроки музыки ему преподавал отец, служивший певчим в капелле боннского курфюрста; но музыкальные занятия Бетховена в детстве были омрачены бездушным отношением отца, поставившего целью из влечение материальной выгоды из выдающегося дарования ребенка.
Общее образование Бетховена ограничилось лишь низшей школой, и в 11 лет он уже был определен на службу помощником органиста боннской капеллы. Здесь он встретился с превосходным и чутким учителем - композитором и органистом К.Г.Нефе. В 1782г. увидело свет первое из написанных сочинений Бетховеном - 9 вариаций для клавира на тему марша Е.К.Дреслера.
В возрасте 16 лет Бетховен посетил Вену. Ему довелось тогда сыграть свои импровизации Моцарту, который выразил восхищение дарованием юноши. Вскоре по возвращении на родину Бетховен пережил глубокое потрясение - кончину горячо любимой матери. Отец, и раньше страдавший алкоголизмом, теперь еще больше пристрастился к вину. На Бетховена легла забота о куске хлеба не только для себя, но и для двух маленьких братьев. В эти годы важное значение для него имела моральная поддержка, которую он нашел в семействе Брейнингов.
Восполняя пробелы общего образования, Бетховен совмещал службу в должности органиста и альтиста театрального оркестра не только с сочинением музыки, но и с изучением иностранных языков, античной мифологии, классической и современной литературы. В 1789г. он стал студентом философского факультета Боннского университета. Революционные идеи свободы, равенства и братства оказали огромное влияние на формирование мировоззрения композитора. Многие его произведения напоены героическим пафосом борьбы за справедливое переустройство мира.
Осенью 1792г. Бетховен навсегда покинул Бонн и отправился в Вену для совершенствования под руководством И.Гайдна. Сохранившиеся учебные тетради Бетховена свидетельствуют о большом значении, которое он придавал овладению теорией композиции (он брал в Вене уроки не только у Гайдна, но также у И.Шенка, И.Г.Альбрехтсбергера, А.Сальери). Являясь смелым новатором в музыкальном искусстве, Бетховен в то же время с подлинным уважением относился к высоким традициям прошлого. Так, И.С.Баха он называл "бессмертным богом гармонии", чье искусство "неисчерпаемо, как океан". Преклонялся он и перед Генделем, Глюком, Моцартом.
В марте 1795г. состоялись два первых открытых выступления Бетховена в венском городском театре (одно из них в пользу вдовы Моцарта). Вдохновенный импровизатор, Бетховен вскоре завоевал ведущее место среди венских композиторов-пианистов. Но консервативные критики, не понимая яркой новизны его стиля, нередко упрекали Бетховена в излишней смелости и нарочитой оригинальности.
За первое десятилетие пребывания в Вене Бетховен создал целый ряд замечательных произведений в различных жанрах, в т.ч. "Патетическую" и "Лунную" фортепианные сонаты, первые квартеты, "Аделаиду", 1-ю и 2-ю симфонии. Но еще не достигнув и 30 лет, композитор заболел тяжелым недугом, который стал для него величайшей трагедией жизни, - он начал терять слух. По признаниям Бетховена, он был близок к тому, чтобы покончить с собой. Только любовь к искусству и высокое сознание общественного долга удержали художника от рокового шага. Он с удвоенной энергией собрал свои творческие силы, чтобы "схватить судьбу за глотку", и вышел победителем из смертельно опасного кризиса.
В 1803г. прозвучала "Крейцерова" соната, а в 1804г. - "Героическая" симфония - произведение грандиозное по замыслу и по масштабам, в котором, как писал А. Серов, "веяние свободы воспето со всею достодолжной чистотой, строгостью и даже суровостью героической мысли". В 1805г. увидела свет опера "Фиделио", в которой прославлен подвиг, совершенный бесстрашной женщиной во имя справедливости, во имя спасения мужа от темных сил тирании и реакции. В том же году была создана и соната "Арраssionata" - одно из самых гениальных творений мирового искусства, получившее, как известно, исключительно высокую оценку В.И.Ленина. Около 4 лет (1804-08гг.) продолжалась работа Бетховена над знаменитой 5-й симфонией, идейное содержание которой можно выразить словами: от мрака к свету, через борьбу к победе. Ф. Энгельсу слышались в финале 5-й симфонии "ликующие, трубные звуки свободы". (Как и в ряде других сочинениях Бетховена, в 5-й симфонии отчетливо проступают интонационные связи с музыкой французской революции).
По меткому определению Н.Я.Мясковского, "миропо нимание Бетховена - захватывающий оптимизм с социальной окраской". Действительно, Бетховен воспел радость как утверждение жизни. Радость, обретаемая человеком в борьбе за идеал человечества, - такова основная концепция бетховенской музыки. Чтобы представить себе глубину и размах воплощения этой концепции, достаточно сопоставить друг с другом первые части и финалы 5-й и 9-й симфоний или вступление и заключение увертюры к "Эгмонту" Гёте. Сказанное относится не только к произведениям с триумфальным апофеозом. Медленная часть сонаты op.Ill представляет собой совсем иную картину. Но и здесь воспевается счастливый мир, достигнутый в результате борьбы, развернувшейся в полной трагизма первой части. Не случайно гётевский Эгмонт был одним из любимых героев Бетховена, как не случайно и то, что "Appassionata" была вдохновлена образом шекспировского Просперо - образом человека, который силой воли, науки и фантазии сумел победить стихию, проявил необычайную выдержку в преодолении чудовищных препятствий и обрел высшую радость в надежде на светлое будущее.
Демократическая основа бетховенского творчества нашла своеобразное отражение и в том исключительном внимании, которое он уделял изучению и обработке народных песен. Он аранжировал для голоса с сопровождением трио мелодии песен: шотландских и ирландских; немецких, австрийских и швейцарских; итальянских, тирольских и испанских; датских и шведских; русских и польских; венгерских и украинских (многие из них впервые опубли кованы лишь в 1941г., в т.ч. аранжировки русских песен "Во лесочке комарочков много уродилось", "Ах, реченьки, реченьки", "Как пошли наши подружки" и украинской песни "Ехав козак за Дунай"). Темы русских народных песен и танцев Бетховен использовал также и в ряде своих оригинальных сочинениях, например, в финалах двух квартетов op.59. Но особо примечательно то, что и свои собственные музыкальные темы Бетховен нередко вполне сознательно приближал к характеру народных напевов. Примерами могут служить так называемая "венгерская вариация" финала Героической симфонии, скерцо из сонаты ор.31 №3, наконец - венчающая симфоническое творчество Бетховена хоровая тема финала 9-й симфонии, написанная на текст оды Шиллера "К радости".
В последние годы жизни Бетховена к невзгодам, вызванным болезнью, добавились постоянные заботы и беспокойные хлопоты о племяннике (Карле). С 1818г. глухой композитор был вынужден пользоваться тетрадями, в которых его собеседники писали свои обращения к нему и отвечали на его вопросы. Эти "разговорные тетради" служат важным дополнением к письмам и дневникам Бетховена. В частности, они показывают, что до последних дней своей жизни Бетховен оставался верен высокому идеалу социального равенства людей.
Творчество Бетховена сыграло исключительно важную роль в истории музыки. Как никто из композиторов, творивших до него, Бетховен постиг заключенные в музыке возможности отражения процессов развития как борьбы и единства про тивоположностей. Этим постижением обусловлен свой ственный бетховенской музыке глубокий драматизм жизненных конфликтов. Красота формы выступает в сочинениях Бетховена совершенно неотделимо от правдивого и всестороннего раскрытия явлений действительности, от воплощения высоких помыслов и идеалов человечества.
Задачу искусства Бетховен видел в беззаветном служении народу. Стремясь к общедоступности инструментальной музыки, он приблизил ее язык к интонациям разговорной речи. От сюда проистекают такие специфичные черты бетховенского стиля, как "говорящая мелодика", предельная рельефность построений и выразительность цезур между ними, отчетливость тональных планов и бесконечное богатство тончайших модуляций. Большинству своих произведений Бетховен не предпослал литературных разъяснений ("Пасторальная" симфония представляет одно из немногих исключений из общего правила). Но почти в каждом из крупных сочинении Бетховен всегда ощутима программно-идейная основа. Мужественный человек иа народа, обладающий неиссякаемой творческой энергией и непримиримый в борьбе со злом,- таков главный бетховенский герой. В этом художественном образе получила ярчайшее выражение революционная героика современной Бетховену эпохи.
Произведения Бетховена и поныне продолжают звучать с концертных эстрад всего мира. Популярность бетховенской музыки не только не уменьшается, но непрерывно возрастает. Призыв к единению людей, звучащий в 9-й симфонии, а также и в др. гениальных творениях Бетховен, вдохновляет народы мира в священной борьбе за мир и демократию.
Соч.: опера - "Фиделио" (Леонора); в 3 вариантах: постановки 1805г., 1806г. и 1814г.; к опере написаны 4 увертюры, 3 из них известны как "Леонора" (№№1-3); балеты - Рыцарский балет (1791), "Творения Прометея" (постановка 1801); для оркестра - 9 симфоний (1800, 1802, №3 "Героическая" -1804, 1805, 1808, №6 "Пасторальная" - 1808, 1812, 1812, №9 с хором 1824); симфоническая композиция "Победа Веллингтона, или Битва при Виктории" (1813); увертюры - "Кориолан" (1807), "Ко дню именин" (1815), "Освящение дома" (1822); 12 менуэтов (1795), 6 менуэтов (1795), 12 немецких танцев (1795), 12 менуэтов (1799), 12 немецких танцев (ок.1800), 12 контрдансов (1801); Поздравительный менуэт (1822); для духовых оркестров - полонез, 2 экосеза, 4 марша; для солирующих инструментов с оркестром - тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (1805), 5 концертов для фортепиано (1798, 1795-98, 1800, 1806, 1809), юношеский концерт для фортепиано (1784), фантазия для фортепиано, хора и оркестра (1808), рондо для фортепиано, концерт для скрипки (1806), 2 романса для скрипки, 2 октета для духовых; септет для струнных и духовых, 11 танцев для септета; секстет для струнных и 2 валторн, секстет для духовых; 3 струнных квинтета, фуга для струнного квинтета, квинтет для фортепиано и духовых; 16 струнных квартетов (в т.ч. 3 квартета, посвященных А.Разумовскому, и 3 квартета, посвященных Н.Голицыну), большая фуга для струнного квартета, 3 квартета для фортепиано и струнных, 3 квартета для тромбонов, 9 фортепианных трио, 2 вариационных цикла для фортепианного трио, трио для фортепиано, кларнета и виолончели, трио для фортепианл, флейты и фагота, 4 трио и серенада для скрипки, альта и виолончели, лендлеры и менуэты для 2 скрипки и баса, серенада для флейты, скрипки и альта, трио и вариации для 2 гобоев и английского рожка; 10 сонат для фортепиано и скрипки, вариации, рондо и 6 немецких танцев для фортепиано и скрипки, 5 сонат и 3 вариационных цикла для фортепиано и виолончели, соната для фортепиано и валторны, 16 варьированных тем для фортепиано с флейтой, сонатина и 2 пьесы для мандолины и фортепиано, 2 маленькие пьесы для 2 скрипки, дуэт для альта и виолончели, дуэт для 2 флейт, 3 дуэта для кларнета и фагота.
Для фортепиано в 2 руки - 32 сонаты (№8 "Патетическая", №14 "Лунная", №15 "Пасторальная", №21 "Аврора", №23 "Аппассионата", №26 "Прощание"), 3 юношеские сонаты, легкая соната, сонатина; 20 вариационных циклов, в т.ч. цикл для фортепиано или арфы, 5 рондо, в т.ч. рондо-каприччио - "Ярость по поводу утерянного гроша", 26 багателей, фантазия, анданте, аллегретто, 3 прелюдии, в т.ч. 2 прелюдии для фортепиано или органа, 6 пьес ("Элизе" и др.), 7 экосезов, 2 вальса, менуэт, аллеманда, полонез, 2 каденции к концерту Моцарта; для фортепиано в 4 руки - соната, 3 марша, 2 вариационных цикла; фуга для органа.
Для голоса с оркестром - 2 мессы (1807, 1823), оратория (1800), 3 кантаты, хоровая фантазия, хоры - "Морская тишь и счастливое плавание", "Жертвенная песня", "Союзная песня"; сцены, арии и оперные ансамбли на слова П.Метастазио и др. поэтов; для голоса и трио - свыше 160 обработок народных песен; для голоса и фортепиано - 2 кантаты, 4 ариетты и дуэт, 2 ариетты, цикл песен "К далекой возлюбленной", свыше 70 сольных песен; без сопровождения - 12 вокальных ансамблей на итальянские тексты, Песня монахов из "Вильгельма Телля" Шиллера, Прощальная песня, свыше 40 канонов.
Музыка к пьесам - "Эгмонт" Гёте (1810; увертюра и 9 номеров), "Афинские развалины" Коцебу (1811; увертюра и 8 номеров), "Король Стефан" Коцебу (1811; увертюра и 9 номеров), "Тарпейя" Куфнера (триумфальный марш и вступление ко II акту), "Леонора Прохаска" Дункера (хор, романс, мелодрама, траурный марш), отдельные музыкальные номера к зингшпилям и др.
Лит.: Серов А., Избранные статьи ("Тематизм увертюры "Леонора", "Девятая симфония Бетховена" и др.), М.1950;
Корганов В., Бетховен. Биографический этюд, П.1910;
Кузнецов К. (ред.), Русская книга о Бетховене. К столетию со дня смерти композитора, М.1927;
Проблемы бетховенского стиля, М. 1932 (сборник);
Роллан Р., Жизнь Бетховена. М. 1937;
Бетховен Л., Книга эскизов. Расшифровка и исследование Н.Фишмана, М.1962;
Альшванг А, Бетховен, М.1966;
Thayer A.W., L. van Beethovens Leben, Bd 1-5, В.- Leipzig 1919;
Kalischer A., Beethovens samtliche Briefe, Bd 1-5, B. 1907-08;
Frimmel T.h., Beethoven-Handbuch, Bd 1-2, Leipzig 1926;
Kinsky G., Das Werk Beethovens, Munchen 1955;
E.Anderson. The letters of Beethoven, L. 1961.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|