AZ-libr.ру

информационный портал





Равель Морис [07.03.1875-28.12.1937]

Равель (Ravel) Морис (7.03.1875, Сибур - 28.12.1937, Париж)
       - французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где по композиции был учеником Г.Форе. Еще в период обучения Равель создал ярко-талантливые произведения ("Игра воды" для фортепиано, струнный квартет). Однако Равель потерпел неудачу в соискании высшей награды - Большой римской премии. В 1904г. его даже не допустили к конкурсу, что вызвало много толков в музыкальном мире Парижа. Но, начиная с первого исполнения "Испанской рапсодии" для оркестра (1907), Равель быстро выдвигается в первый ряд французских композиторов новой школы, корифеем которой являлся Клод Дебюсси. Постановка труппой С.П.Дягилева балета Равеля "Дафнис и Хлоя" на либретто М.М.Фокина (1912, Париж) закрепила известность композитора. В годы 1-й мировой войны Равель добился зачисления в действующую армию, выполнял на фронте обязанности шофера грузовой машины. Эти годы сблизили Равеля с простыми людьми Франции. Памяти погибших на войне друзей посвящена фортепианная сюита "Гробница Куперена" (1914-17). В законченном в начале войны фортепианном трио Равель обращается к интонациям и ритмам народной музыки басков (со стороны матери Равеля - испано-баскского происхождения, и эти народные элементы в музыке были ему столь же близки, как и французские).
       После смерти Дебюсси в 1918г. Равель был признан преемником Дебюсси и главой французской музыки. В 20-е гг. он создает новые сочинения, из которых мировую известность приобрели опера-балет "Дитя и волшебство" (сочинение и постановка 1925г., Монте-Карло), хореографическая поэма для оркестра "Вальс" (постановка 1920г.), рапсодия для скрипки с оркестром "Цыганка" (1924) и, особенно, построенная на одной теме хореографическая поэма "Болеро" (1928); исключительной популярностью пользуется и оркестровая обработка Равеля "Картинок с выставки" Мусоргского (1922), выполненная с безупречным мастерством и большой любовью к творчеству замечательного русского композитора. Последними крупными достижениями Равеля были его два фортепианных концерта (1931; второй из них написан для одной левой руки по заказу пианиста П.Виттгенштейна, потерявшего правую руку на войне).
       В 20-е гг. Равель совершал концертные поездки по Европе и США, выступая как пианист и дирижер. В начале 30-х гг. тяжелое заболевание мозга ограничило творческую деятельность Равель, а с 1935г. она полностью прекратилась. После операции, не давшей результатов, Равель скончался. Музыка Равеля уже давно пользуется мировой известностью, популярна она и в Советском Союзе, где переизданы его многие произведения. На сцене наших театров поставлен его балет "Дафнис и Хлоя" (1960), в Москве в концертном исполнении прозвучали обе его оперы, осуществлена телепостановка оперы-балета "Дитя и волшебство", ряд сочинений записан на грампластинки и т.д.
       Значение Равеля определяется яркой оригинальностью его музыки, исключительным совершенством композиторского мастерства. Музыка Равеля характеризуется сжатыми формами, четким и непринужденным построением мелодических фраз, большой динамичностью. Большое место в творчестве Равель занимает хореография, народный танец. Его одноактный балет "Дафнис и Хлоя" явился новаторским произведением в этом жанре. В балете использована звучность хора (без слов), музыка отличается подлинно симфоническим характером, живостью ритмов и яркостью оркестровых красок. Второй одноактный балет - "Моя матушка гусыня" (по мотивам французских сказок, переделан из фортепианной сюиты, постановка 1915г., Париж) проникнут глубоко народным складом музыки, в нем проявилось богатейшее дарование Равеля-мелодиста. Все хореографические произведения Равеля вошли в симфонический репертуар оркестров многих стран.
       Первая опера Равеля "Испанский час" (1907, постановка. 1911г., Париж) обновляет жанр лирической музыкальной комедии; она отмечена тонким юмором, блеском вокального и оркестрового стиля. Вторая его одноактная опера "Дитя и волшебство" названа автором "лирической фантазией"; в ней оживает фантастический мир игрушек, зверей, даже предметов домашнего обихода - часы, кушетка и т.д. Опера овеяна поэзией детства. В то же время в ней проявилась и тонкая ирония Равеля.
       Народная струя, выраженная то во французских, то в испанских или баскских интонациях, очень заметна у Равеля; его высокохудожественные обработки народных песен различных стран (некоторые из них были написаны для: конкурса, устроенного в 1910г. "Домом песни" в Москве, руководимым певицей М.А.Олениной-д'Альгейм, и премированы) явились образцом для многих композиторов в последующие годы. Равель написал также ряд превосходных романсов ("Естественные истории" на текст Жюля Ренара, 1906; "Мадагаскарские песни" для голоса с фортепиано или камерным ансамблем, 1926 и др.).
       В своем богатейшем фортепианном творчестве Равель сочетает романтико-импрессионистские увлечения ("Игра воды", 1901, цикл "Ночной Гаспар", 1908 и др.) и поиски возобновления классического стиля французских композиторов 18в. (сюита "Гробница Куперена"). Первый фортепианный концерт продолжает "классическую" линию eго творчества, в то время как второй - для левой руки - ближе к "импрессионистскому" руслу. Камерные произведения Равеля (струнный квартет, 1903, фортепианное трио, 1914, и др.) отличаются классической стройностью формы, глубокой прочувствованностью. Трио построено на интонациях народного баскского характера. В "Блюзе" из скрипичной сонаты Равель дал яркую стилизацию джазовой музыки.
       Равель был большим поклонником русской музыки - Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. Творчество самого Равеля в известной мере обязано воздействию музыки русских "кучкистов", и он продолжал их традиции на иной национальной основе; родственность чувствуется не только в колористической манере оркестровки, но и в задушевности, ясности мелодий. Одна из фортепианных пьес Равеля называется "В стиле Бородина" (1913).
       Как и Дебюсси, Равель значительно обогатил гармонические возможности музыки, и его новаторские открытия в этой области оказали значительное влияние на композиторов различных стран.
       Творчество Равеля глубоко гуманистично. Подобная на правленность чувствуется и в критических статьях и высказываниях Равеля. В музыке Равеля запечатлена не только eго родная страна, он создал увлекательные музыкальные "странствования", переносящие нас в Испанию, Венгрию, древнюю Элладу и т.д. В них отразилась и сказочность, и живые впечатления современной жизни.
       Прокофьев считал Равеля "одним из самых крупных композиторов нашего времени".
       Соч.: (кроме упомянутых): оперы; балеты, в т.ч. "Аделаида, или Язык цветов" (на музыку сюиты "Благородные и сентиментальные вальсы", 1912); для оркестра - увертюра "Шехеразада" (1898), "Гробница Куперена" (оркестровая версия 4-х частей фортепианной сюиты, 1917, исполнялась как балет, 1920); струнный квартет (1903), Интродукция и Аллегро для арфы и камерного ансамбля (1906), фортепианное трио (1914), соната для скрипки и виолончели, соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано - "Павана на смерть инфанты" (оркестрована в 1910г.), сонатина, цикл "Отражения" (оркестрована пьеса из этого цикла Альборада), прелюд и др.; вокальный цикл для голоса с оркестром "Шехеразада" (1904), для голоса и инструментального ансамбля - Три поэмы "Малларме", "Дон-Кихот" и "Дульцинея", песни, в т.ч. 5 греческих народных мелодий, Вокализ в форме хабанеры, 2 еврейские мелодии; инструментовка "Торжественного менуэта" Шабрие, транскрипция для 2 фортепианных прелюда Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна" и др.
       Лит.: К.К. (Кузнецов), Памяти М.Равеля, "Советская Музыка"1938 №3;
       Катала Ж., Размышление о Равеле, "Советская Музыка" 1955 №7;
       Цыпин Г., М.Равель, М., 1959;
       Крейн Ю., Симфонические произведения М.Равеля, М., 1962;
       Крейн Ю., Камерные произведения К.Дебюсси и М.Равеля, М. 1966;
       Шалю Р., Равель в зеркале своих писем, Л., 1962;
       Альшванг А., Произведения К.Дебюсси и М.Равеля, М. 1963;
       Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964 (с.94-142);
       Roland-Manuel A., Ravel, P. (5-е изд.) 1950;
       Landowski W.L., M.Ravel, sa vie, son oeuvre, P. 1950;
       Catalogue de I oeuvre de M. Ravel, P. 1954;
       Ackere, I. van, M.Ravel, P.- Brux. 1957.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:08 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"