|
Хиндемит (Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау-на-Майне - 29.12.1963, Франкфурт-на-Майне)
- немецкий композитор, альтист и дирижер. Музыкальное образование получил во Франкфуртской консерватории, где занимался по классу скрипки и по классу композиции у Б.Зеклеса и А.Мендельсона. В 1915-23гг. скрипач-концертмейстер оркестра Франкфуртского оперного театра. В 1921-29гг. альтист известного струнного квартета Амара, с которым концертировал в различных странах; этот квартет исполнил первые камерные произведения Хиндемита. В 1927-35гг. вел класс композиции в Берлинской высшей музыкальной школе. В 1935г., преследуемый нацистами из-за своей дружбы с еврейскими музыкантами, Хиндемит был вынужден эмигрировать. После нескольких лет пребывания в Турции и Англии Хиндемит поселился в 1939г. в США, где в 1940-58гг. состоял профессором Йельского университета. Педагогическую и композиторскую деятельность Хиндемит совмещал с исполнительской, выступая в Европе и Америке как дирижер преимущественно собственных произведений. С 1954г. жил в Цюрихе, где преподавал композицию в университете.
В ранних сочинениях Хиндемит отходит от традиций музыкального искусства того времени. Его опера "Убийца - надежда женщин" (постановка 1921г.), фортепианная сюита "1922" и некоторые др. произведения вызывали бурную оппозицию академических кругов. Культивируя конструктивистский линеарно-полифонический стиль письма, Хиндемит создает остродинамичные и гротесковые произведения (оперы "Новости дня", "Нуш-Нуши" и др.). Одновременно он сочиняет семь циклов полифонических пьес для различных инструментов под названием "Камерная музыка" - своеобразную стилизацию контрапунктического искусства барокко. Лучшим сочинением Хиндемита 30-х гг. является опера "Художник Матис" (постановка 1938г., Цюрих), музыка которой тематически связана с трехчастной симфонией под тем же названием (1934). Известность получили его "Симфонические метаморфозы на темы Вебера" (1943).
Композитор высокой продуктивности, он создал множество разнообразных произведений во всех жанрах музыкального искусства. С годами стиль его значительно прояснился, во многих своих сочинениях он затрагивает большие философские и гуманистические темы. Хиндемит является одним из видных и последовательных противников додекафонии и всех производных от нее систем. В 30-е гг. он много внимания уделял сочинению "бытовой музыки" (Gebrauchsmusik); им созданы сотни несложных по языку инструментальных и вокальных произведений для любителей.
Хиндемит - автор нескольких учебников по композиции, гармонии, а также книги "Мир композитора" (1952), в которой он излагает свои эстетические взгляды (фрагменты из этой книги опубликованы в журнале "Советская Музыка" 1963 №№ 4, 5).
Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - "Нуш-Нуши" (1921; 2-я ред - 1931), "Святая Сусанна" (1922), "Кардильяк" (по Э.Т.А.Гофману, 1926; 2-я ред. - 1952), "Туда и обратно" (1927), "Новости дня" (1929; 2-я ред. - 1954), "Гармония мира" (1957), "Долгий сочельник" (1961), детская опера "Мы строим город" (1930); балеты (даты постановок) - "Демон" (1922), "Балет-триада" (1927), "Плонский музыкальный праздник" (1932) "Nobilissima Visione" (под названием "Святой Франциск" поставлена в 1938г.), "Четыре темперамента" (1946); "Назидательная пьеса" (текст Б.Брехта, 1927); для оркестра - симфония (1941), "Symphonia serena" (1946), Питсбургская симфония (1958), Веселая симфониетта (1913), концерт с солирующим гобоем, фаготом и скрипки (1925), Концертная музыка (1930), Филармонический концерт (1932), Симфонические танцы (1937), балетная увертюра "Купидон и Психея" (1943), "Иродиада" - для камерного оркестра (1944; исполняется как балет), симфониетта (1949), сюиты из опер и балетов; 2 виолочнельных концерта (1915, 1940), 2 фортепианных концерта (1924, 1947), Шарманщик - для альта с оркестром (1935), Траурная музыка для альта и струнного оркестра (1936), скрипичный концерт (1940), Четыре темперамента - тема с 4 вариациями для фортепиано и струнного оркестра (1944; исполняется как балет), концерт для кларнета с оркестром (1947), концерт для трубы, фагота и струнного оркестра (1948-53), концерт для валторны с оркестром (1950), концерт для органа с оркестром (1963), 3 цикла Концертной музыки для различных групп оркетров; сюиты из опер и балетов; октет, септет для медных, фортепианный квинтет, квинтет для кларнета и струнных, 7 струнных квартетов; квартет для фортепиано, кларнета, скрипки и виолончели, 2 струнных трио, трио для кларнета, валторны и фортепиано, трио для альта, саксофона и фортепиано; сонаты - 5 для скрипки и фортепиано; 3 для скрипки соло, З для альта и фортепиано, 2 для альта соло, для виоль д'амур и фортепиано, 2 для виолончели и фортепиано, для виолочнели соло, для флейты и фортепиано, для гобоя и фортепиано, для английского рожка и фортепиано, для кларнета и фортепиано, для кларнета и контрабаса, для фагота и фортепиано, для валторны и фортепиано, для 4 валторн, для трубы и фортепиано, для тромбона и фортепиано, для тубы и фортепиано, для арфы, 3 для фортепиано, для фортепиано в 4 руки, для 2 фортепиано, 3 для органа; скрипичные и фортепианные пьесы; оратория "Нескончаемое" (1931), американский реквием на текст У.Уитмена "Когда в саду цвела для меня сирень" (1946), Песнь надежды для меццо-сопрано, хора и 2 оркестров (1952), произведения для голоса с инструментальным ансамблем, хоры а капелла, циклы песен для голоса с фортепиано; музыка к спектаклям.
Лит.: Беляев В., П.Хиндемит, Л., 1927;
Леонтьева О., Карл Орф и Пауль Хиндемит. "Музыка и современность", М., 1962;
Холопов Ю., О теории Хиндемита, "Советская Музыка" 1963 №10;
Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., (2-е изд.) 1964 (с.115-138);
StrobeI H., P.Hindemith, Mainz (3-е изд.) 1948;
Stone K., P.Hindemith. Catalogue of published works and recordings, NY 1954.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|