AZ-libr.ру

информационный портал





Доницетти Гаэтано [29.11.1797-08.04.1848]

Доницетти (Donizetti) Гаэтано (29.11.1797, Бергамо - 8.04.1848, Бергамо)
       - итальянский композитор. Композицию изучал в родном городе у немецкого композитора С.Майра, а позднее в Болонском музыкальном лицее у аббата Маттей. Еще в юношеском возрасте Доницетти написал несколько струнных квартетов и три оперы, не исполнявшихся на сцене.
       В 1818г. в Венеции была поставлена его опера "Энрико, граф Бургундский"; успех этого произведения побудил композитора посвятить себя оперному творчеству. Первые оперные сочинения Доницетти были написаны под большим влиянием Россини. В начале своей деятельности Доницетти сочинял с исключительной быстротой и легкостью, ежегодно по три-четыре оперы (опера "Ночной звонок", например, была создана всего за девять дней). Но эти произведения Доницетти, хотя и хорошо принимались зрителями, недолго удерживались на сцене. Лишь наиболее значительные произв.- "Любовный на питок" (постановка 1832г., Милан), "Лукреция Борджа" по драме В.Гюго (постановка 1833г., Милан) - сохранились в репертуаре до наших дней.
       В начале 1830-х гг. Доницетти пришлось выдержать соперничество с Беллини, чьи оперы восторженно принимались зрителями. Так, в 1830г. в миланском Ла Скала одновременно с "Сомнамбулой" Беллини была поставлена "Анна Болейн" Доницетти, а в Париже в 1835г. в одно время с беллиниевскими "Пуританами" шла опера Доницетти "Марино Фальери". Успех опер Беллини затмил произведения Доницетти. Это заставило Доницетти серьезнее отнестись к творчеству. В результате напряженной работы появилась одна из лучших опер Доницетти - "Лючия ди Ламмермур" по роману В.Скотта (постановка 1835г., Неаполь).
       После того как Россини отошел от оперной деятельности, а Беллини умер, Доницетти остался единственным значительным композитором итальянской музыкальной сцены; театры наперебой заказывали ему оперы. В 1835г. Доницетти был приглашен профессором композиции Неаполитанской консерватории, а в 1837-38г. состоял ее директором. С 1839г. Доницетти жил в Париже; в начале 1840-х гг. он посетил несколько европейских столиц. В 1844г. вследствие психического заболевания Доницетти вынужден был отойти от музыки.
       Всего Доницетти создал 70 опер, разнообразных по жанру и характеру. Среди них были драматические произведения, написанные в стиле французской "большой оперы" - "Мария Стюарт" (постановка 1834г.), "Фаворитка" (постановка 1840г.), романтические - "Цыганка" (постановка 1822), сентиментальные комедии - "Линда ди Шамуни" (постановка 1842), французские комические оперы - "Дочь полка" (постановка 1840; имела большой успех на немецкой сцене), оперы-буфф - "Дон Паскуале" (постановка 1843, Париж). Доницетти написал также три оперы на сюжеты из русской жизни - "Петр Великий, русский царь" (постановка 1819г.) и "Саардамский бургомистр" (постановка 1827г.), в основу содержания которых положены эпизоды из жизни Петра I, и "Восемь дней в двух часах, или Сибирские изгнанники" (постановка 1827г.), повествующая о похождениях польского эмигранта Бенёвского, бежавшего на Камчатку. (Этот же сюжет использовал для своей оперы "Бенёвский" Ф.Буальдьё.) Последней оперой, написанной Доницетти, была "Катерина Корнаро" (постановка 1844г.). Помимо опер Доницетти принадлежит несколько сборников песен и дуэтов.
       Оперы Доницетти, в отличие от произведений Беллини и молодого Верди, отвечавших и патриотическим чувствам итальянского народа в период национально-освободительного движения, имели успех у тогдашней публики благодаря романтическому пафосу, темпераментной, но подчас поверх ностной музыке, мелодраматическим сюжетам, эффект ным ариям, дававшим возможность певцам блеснуть вокальной техникой. Лучшие оперные страницы Доницетти изобилуют запоминающимися, выразительными мелодиями, часто имеющими характер народных песен. Наряду с простыми, безыскусными каватинами и романсами (знаменитая каватина Неморино из оперы "Любовный напиток" и др.) Доницетти создавал в своих оперных произв. интересные сложные ансамбли, виртуозные колоратурные арии.
       Отдельные оперы Доницетти прочно утвердились в репертуаре западноевропейских театров. Среди них - лучшие произведения Доницетти: "Лукреция Борджа", "Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка", "Линда ди Шамуни" и комические оперы "Любовный напиток" и "Дон Паскуале", исполняющиеся также на советской сцене. Продолжая традиции Россини, Доницетти вместе с Беллини способствовал расцвету итальянской оперы и подготовил почву для появления шедевров Верди.
       Лит.: П[етров]ский Е., Г.Доницетти, "Русская Музыкальная Газета" 1897, №10;
       Ферман В., История новой западноевропейской музыки, т.1, М., 1940 (с.274-276);
       Cicconetti F., Vita di G. Donizetti, R., 1864;
       Zavadlnt G., Donizetti, Bergamo 1948;
       Вarblan G., L'opera di Donizetti nell'eta romantica, Bergamo 1948;
       Ashbrook W.,G. Donizetti, L., 1965.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:30:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"