|
Скарлатти (Scarlatti) Алессандро (2.05.1660, Палермо - 24.10.1725, Неаполь)
- итальянский композитор, глава неаполитанской оперной школы. Учился в Риме у Дж.Кариссими и Б.Паскуини. В Риме же в 1679г. поставлена под управлением Скарлатти первая его опера "Невинная ошибка". В 1680-83гг. служил при дворе шведской королевы Кристины, жившей в те годы в Риме. С 1683г. капельмейстер театра "Сан-Бартоломео" в Неаполе, с 1694г. придворный дирижер в Неаполе; в 1703-08гг. работал в римской церковной капелле "Мариа Маджоре". В 1709г. снова вернулся в Неаполь и занял прежнюю должность; в 1717-22гг. жил в Риме, а затем снова в Неаполе. Преподавал в консерватории; его ученики - Ф.Джеминиани, А.Хассе, Д.Скарлатти, Ф.Дуранте и др.
Исключительно плодовитый композитор, Скарлатти является основоположником неаполитанской оперной школы. Его мелодичные оперы были образцом для последующего поколения итальянских композиторов. В свои произведения он ввел трехчастную арию с речитативом. Скарлатти расширил также форму увертюры к опере, преобразив ее в увертюру-симфонию (две быстрые части и между ними медленная). Новым в операх Скарлатти были и богатое для этой эпохи инструментальное сопровождение; например, в одной из лучших опер Скарлатти "Тигран" (на сюжет из истории Армении) оркестр состоял из 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 2 валторн и полного струнного квинтета; причем впервые в оперном искусстве (в опере "Теодора Августа", 1693) речитатив у Скарлатти сопровождался оркестром. Скарлатти в основном писал оперы на исторические или легендарные сюжеты, но у него есть и оперы бытового содержания. По отзывам современников, наибольший успех имели: "Отомщенная Олимпия" (1685), "Статира" (1690), "Розаура" (1690), "Пирр и Деметрий" (1694), "Счастливый узник" (1698), "Великий Тамерлан" (1706), "Тигран" (1715), "Гризельда" (1721). Из других произведений Скарлатти выделяются отдельные оратории и мессы.
Соч.: около 115 опер; 12 симфоний (концертов); струнный квартет, инструментальные сонаты, сюиты, вариации, токкаты; 14 ораторий, около 700 кантат, около 200 месс, мотеты, мадригалы, серенады, дуэты и др.
Лит.: Роллан Р., Опера в XVII веке, М. 1931 (с.77-86);
Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789г., М. 1940 (с.240-247);
Van der Borren Сh., A.Scarlatti et l'esthetique de 1 opera napolitain, P. 1922;
Tibу О., La famiglia Scarlatti: nuove ricerche e documenti, R. 1947;
Dent E.J., A.Scarlatti. His life and works, L.(2-е изд.) 1960.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|