|
Массне (Massenet) Жюль (12.05.1842, Монто, близ Сен-Этьенна - 13.08.1912, Париж)
- французский композитор. Девяти лет поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогом по композиции был А.Тома. В 1863г. получил Римскую премию за кантату "Давид Риццио". В 1867г. в Париже была исполнена первая опера Массне "Двоюродная бабушка". Уже его следующие оперные произведения "Дон Сесар де Басан" (постановка 1872г.) и особенно "Царь Лахорский" (постановка 1877г.) имели значительный успех на парижской сцене. Дирижеры Ж.Падлу и Э.Колонн включают в свои программы увертюры и сюиты Массне. В 1873г. была поставлена античная поэма Леконта де Лиля "Эринии" по Эсхилу; успеху этого произведения способствовала музыка Массне, куда входила знаменитая "Элегия". Еще больший успех имела исполненная в том же году с Полиной Виардо-Гарсиа в заглавной роли оратория ("Священная драма") Массне "Мария Магдалина" (в 1903г. поставлена в Ницце как опера).
В 1878г. Массне был избран членом Института Франции, в том же году его пригласили вести класс композиции в Парижской консерватории, где он преподавал до 1896г.. Среди учеников Массне - А.Брюно, П.Видаль, Р.Ан, К.Леру, Г.Шарпантье, Ф.Шмитт, Ш.Кёклен, Дж.Энеску и многие другие.
После Гуно Массне является самым популярным композитором французской лирической оперы. При жизни Массне пользовался во Франции большим авторитетом и уважением; премьеры его произведений были значительным музыкальным событием. Наиболее известными операми Массне являются "Манон" (постановка 1884г., Париж), написанная по сюжету новеллы Прево, и "Вертер" по роману Гёте (постановка 1882г., Вена). Эти оперы с их знаменитыми теноровыми ариями занимали почетное место и на русской сцене. Из других опер Массне выделяются "Иродиада" (постановка 1881г., Брюссель), написанная по мотивам Г.Флобера, "Таис" по роману А.Франса (постановка 1894г., Париж), "Сафо" по пьесе А.Доде (постановка 1897г., Париж), "Наваррьянка" (постановка 1894г., Лондон), "Жонглер богоматери" (постановка 1902г., Монте-Карло).
Легко и быстро работая, Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой. В них преобладает ариозно-декламационный вокальный стиль, большим мастером которого был Массне. Центральное место в операх Массне занимают женские образы, в которых композитор как бы обобщал черты своих французских современниц, недаром Массне называли "поэтом женской души". Впечатление от опер Массне снижает некоторая их поверхностность, салонность недостаточно глубокая обрисовка характеров персонажей. Эти черты особенно заметны в произведениях Массне последнего периода, как, например, в опере "Дон-Кихот", которую не могло спасти даже блестящее исполнение Ф.И.Шаляпина, создавшего величестственный и трогательный образ испанского идальго. В своих операх Массне отдавал дань и вагнерианству ("Эсклармонда",) и веризму ("Наваррьянка", "Сафо)". В свою очередь оперы Массне оказали некоторое влияние и на молодого Дебюсси, и на раннее творчество Пуччини. Среди сочинений Массне представляют также интерес колоритные симфонические сюиты, которые он называл "сценами".
Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - "Сид" (по трагедии П.Корнеля, 1885), "Эсклармонда" (по рыцарскому роману 13в.; 1889), "Маг" (1891), "Портрет Манон" (1894), "Золушка" (1899), "Гризельда" (по сюжету новеллы Дж.Боккаччо, 1901), "Херувим" (1905); "Ариадна" (1906), "Тереза" (на сюжет из эпохи французской революции 1789-93гг., 1907), "Вакх", (1909), "Дон-Кихот" (1910), "Рим" (1912), "Панург" (1913), "Клеопатра" (1914), "Амадис" (1922); балеты - "Колокольный перезвон" (1892), "Цикада" ("Стрекоза", 1904); "Эспада" (1908); для оркестра: 7 сюит - №1 (1865), №2 "Венгерские сцены" (1871), №3 "Драматические сцены" (1873), №4 "Живописные сцены" (1874), №5 "Неаполитанские сцены" (1876), №6 "Феерические сцены" (1879), №7 "Эльзасские сцены" (1881), "Музыка для античного театра" (из музыки к пьесе Леконта де Лиля "Эринии"), увертюры - "Концертная" (1863), "Федра" (1873), "Брюмер" (1899), симфоническая поэма "Видения" (1890), "Военный парад" (1887), "Перед Мадонной" (1897), "Торжественный марш" (1897), "Розати" (1902); фантазия для виолончели с оркестра (1897), фортепианный концерт (1903); струнный квартет, фортепианные пьесы в 2 и 4 руки; кантаты, в т.ч. "Мир и свобода" (1867), мистерия "Ева" (1875), идиллия "Нарцисс" (1878), библейские легенды "Дева непорочная" (1879) и "Земля обетованная" (1900), хоры, 12 дуэтов, около 200 песен; музыка к спектаклям; завершение и инструментальные оперы Л.Делиба "Кассия" (1893).
Лит.: Каплан И., Ж.Массне и его Ученики, "Русская Музыкальная Газета" 1911г. №5;
В-ва О., Ж.Массне, "Русская Музыкальная Газета" 1912 №35;
Французская музыка 2-й половины XIX века под ред. М.Друскина, М., 1938 (с.57-70, 241-243);
Massenet J., Mes souvenirs, P. 1912 (автобиография; закончена К. Леру);
Schneider L., Masse net, l'homme et le musicien, P. 1926;
Brancour R., Massenet, P. 1930;
Bruyr J., J. Massenet, Lyon 1964.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|