|
Шуман (Schumann) Роберт (8.06.1810, Цвиккау - 29.07.1856, Эндених, близ Бонна)
- немецкий композитор и музыкальный критик. Сын книготорговца и издателя, от которого Шуман унаследовал страстную любовь к поэзии и литературе. Учась в гимназии в Цвиккау, он организовал там поэтический кружок, сам писал стихи и даже драмы. Увлечение поэзией сыграло очень важную роль в будущем музыкальном творчестве Шумана. В 1828г. переехал в Лейпциг, где поступил на юридический факультет университета. Одновременно занимался фортепианной игрой у известного педагога Ф.Вика, на дочери которого Кларе, выдающейся пианистке, Шуман впоследствии женился. В 1829г. жил в Гейдельберге, где слушал лекции по юриспруденции, но не оставлял и занятий музыкой. Вернувшись осенью 1830г. в Лейпциг, Шуман возобновил свои занятия с Виком. Теорию музыки он изучал под руководством Г.Дорна. Увлечение фортепианной игрой не осталось без следа в творчестве Шумана: весь первый период своей композиторской деятельности он посвятил преимущественно сочинению фортепианной музыки. В 1830-е годы были созданы "Бабочки", "Карнавал", "Симфонические этюды", "Крейслериана", сонаты и многие другие прославленные сочинения.
Но Шуман занимался не только композиторским творчеством. Многие уродливые стороны немецкой действительности того времени заставили его принять на себя бой с мещанством и пошлостью в музыке и стать во главе борьбы за новое, передовое музыкальное искусство. С этой целью Шуман основал в Лейпциге в 1834г. "Новый музыкальный журнал". Часто критические статьи Шумана носили своеобразный характер художественных новелл или диалогов, подписанных вымышленными именами, под которыми подразумевались различные стороны облика самого Шумана: Флорестан - юноша горячий, пылкий, страстный спорщик; Эвсебий - натура мечтательная, поэтическая. Эти лица, составляющие в совокупности сложную и противоречивую натуру самого Шумана, наряду с некоторыми другими действительно существовавшими музыкантами (Фридрих и Клара Вик, Берлиоз, Паганини, Шопен и др.) образовали по идее Шумана вымышленное содружество "давидс-бюндлеров" (участники "Союза Давида" - по имени библейского царя, покровителя музыки), призванное вести борьбу с музыкальным филистерством.
Среди музыкально-критических статей Шумана, написанных в 1830-е гг., выделяются статьи о Шопене, в которых он не только первый заговорил во весь голос о гениальности великого польского композитора (известна фраза Шумана: "Снимите шляпы, перед вами гений!"), но и с поразительной чуткостью услышал в музыке Шопена идеи, чувства и настроения, вызванные освободительной борьбой польского народа. Из других работ Шумана должны быть отмечены статьи о "Фантастической симфонии" Берлиоза, о 9-й симфонии Бетховена, о До-мажорной симфонии Шуберта. В течение 10 лет Шуман руководил своим журналом, а в 1844г. передал руководство Бренделю, хотя продолжал сохранять связь с журналом и изредка помещал там статьи. Последней статьей Шумана, "лебединой песней" в его критической деятельности, была написанная в 1853г. статья о молодом, начинающем композиторе Иоганнесе Брамсе, названная "Новые пути".
Конец 1830-х гг. был полон тяжелых переживаний в жизни Шумана: полюбив Клару Вик и встретив в ней взаимное чувство, он добивался права жениться на ней. Но отец Клары, желая эксплуатировать ее выдающийся музыкальный талант, препятствовал женитьбе. Наконец, дождавшись совершеннолетия Клары, молодые, прибегнув к суду, в 1840г. получили право сочетаться браком. Мучительная, полная душевных терзаний "борьба за Клару" вызвала в творчестве Шумана ряд произведений, посвященных любовной лирике. 1840г. биографы Шумана называют "годом песен" - в этом году он написал 134 песни для голоса с сопровождением фортепиано, подавляющее большинство которых посвящено страданиям и радостям любви. Среди этих перлов вокальной лирики выделяются циклы песен "Любовь поэта" на слова Гейне, "Любовь и жизнь женщины" на слова Шамиссо, "Мирты" на слова разных поэтов.
С начала 1840-х гг. Шуман обращается к сочинению крупных симфонических, камерных и ораториальных произведений. В 1843г. Шуман около года вел класс фортепиано, композиции и чтения партитур в только что основанной Мендельсоном Лейпцигской консерватории. В 1844г. Шуман вместе с Кларой совершил концертную поездку в Петербург и Москву, где музыка Шумана имела большой успех в передовых кругах русского общества. О пребывании Шумана в России имеются интересные воспоминания у В.В.Стасова; в недавнее время издан и путевой дневник который вела во время этой поездки Клара Шуман.
В том же 1844г. Шуман поселился в Дрездене, где интенсивно протекала его творческая деятельность, преимущественно в области крупных жанров. С 1847г. он взял на себя руководство Дрезденским хоровым обществом, а в 1848г. сам основал хоровое общество. В том же году в виде отклика на революционные события возникают его хоры на слова Ф.Фрейлиграта. В 1850г. Шуман был приглашен в Дюссельдорф на должность музыкального директора-руководителя и дирижера хоровыми и симфоническими концертами. Эта работа была прервана прогрессировавшей болезнью. Уже на протяжении ряда лет он испытывал жестокие приступы психического заболевания. Болезнь Шумана привела и к упадку его творческих сил в последние годы жизни, хотя он и написал в это время ряд крупных произведений, в т.ч. оперу "Геновева", музыку к драматической поэме Байрона "Манфред" с гениальной увертюрой и др. Состояние Шумана становилось все тяжелее, и в один злосчастный день 1854г. он, незаметно покинув общество гостей, ушел из дому и бросился в Рейн. Случайно подоспевшие рыбаки его спасли. Следующие два года Шуман провел в доме для душевнобольных недалеко от Бонна, где и умер.
Творчество Шумана принадлежит к наиболее обаятельным страницам в истории музыкального романтизма. Страстные мятежные порывы и мечтательная лирика, портретные характеристики людей и поэтические картины природы, жанрово-танцевальные эпизоды и тонкие оттенки душевных движений и психологических состояний - все это нашло в музыке Шумана совершенное художественное воплощение. Многие его произведения овеяны духом романтической поэзии и тесно связаны с ней. Образы Жан-Поля Рихтера ("Карнавал", "Бабочки"), Э.Т.А.Гофмана ("Крейслериана"), Г.Гейне (цикл песен "Любовь поэта" и другие песни) определили многое в музыкально-поэтическом строе шумановского творчества. При этом музыка Шумана не есть просто перевод на музыкальный язык произведений поэзии и литературы: последняя преломляется в ней субъективно, сквозь тонкую и артистически чуткую натуру композитора, окра шивается его самобытной творческой индивидуальностью.
В области фортепианной музыки Шуман - создатель особого жанра: произведения крупных масштабов, представляющих собой сюитные циклы из большого количества миниатюр, связанных единством идейного содержания и интонационно-тематической основы. Резко контрастные образы проносятся перед слушателем, как в калейдоскопе, образуя в своей совокупности единую концепцию. Таков "Карнавал"; таковы "Симфонические этюды", представляющие новаторское решение проблемы вариационного цикла. Особенность шумановских романтических вариаций заключается в том, что вариационные изменения темы постоянно приводят к образованию ряда новых контрастных образов. Образной контрастностью отличаются также его 3 фортепианные сонаты, "Фантазия", знаменитый концерт для фортепиано с оркестром, представляющий одно из высочайших достижений в этом жанре музыки. Особое место среди фортепианных сочинений Шумана занимает его широко известный "Альбом для юношества", прочно вошедший в педагогическую практику, и цикл миниатюр "Детские сцены"; в обоих этих сочинениях заметно поразительное проникновение в детскую психологию.
Песенное творчество Шумана занимает одно из самых выдающихся мест в вокальной лирике 19в. Развивая и обогащая шубертовскую традицию, Шуман создал многие песни и песенные циклы, непревзойденные по глубине и тонкости проникновения в поэтический образ. "Любовь поэта" - это редкий образец единства и синтеза музыкального и поэтического выражения. Вокальные и фортепианные партии в шумановских песнях одинаково участвуют в воплощении поэтического образа: Шуман редко прибегает к звуковой изобразительности - он создает в фортепианных партиях своих песен психологически тонкие картины настроения, раскрывающие внутренний подтекст и эмоциональный смысл стихотворений Гейне, Шамиссо, или Эйхендорфа.
К числу лучших произведений Шумана относятся и отдельные симфонии, увертюра "Манфред", камерные ансамбли, в особенности блестящий, исполненный жизнерадостности фортепианный квинтет; все это - произведения, несомненно входящие в сокровищницу немецкого и мирового музыкального искусства послебетховенского времени.
Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов, поэтичность и задушевность, его борьба против всяческой рутины за передовое музыкальное искусство привлекли к нему симпатии широких кругов слушателей и передовых музыкантов. Великие русские музыканты (представители "Могучей кучки", А.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский) были подлинными ценителями и почитателями музыки Шумана.
Соч.: опера "Геновева" (постановка 1850г.); для оркестра - 4 симфонии (№1 "Весенняя" - 1841, 1846, №3 "Рейнская" - 1850, 1841-51), Увертюра, скерцо и финал (1840), концертные увертюры - "Мессинская невеста" (1851), Праздничная (с хором; 1853), "Юлий Цезарь" (1851), "Герман и Доротея" (1851); для фортепиано с оркестром - концерт (1841-45), концертштюк (1849), Интродукция и аллегро (1853), виолончельный концерт (1850), скрипичный концерт (1853), Фантазия для скрипки с оркестром (1853), концертштюк для 4 валторн с оркестром (1849); фортепианный квинтет, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, 3 фортепианных трио, 4 фантастические пьесы для фортепианного трио, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фантастические пьесы и 4 сказки для кларнета и фортепиано, 3 романса для гобоя и фортепиано, 5 пьес в народном духе для виолончели и фортепиано, 4 сказочные картины для альта и фортепиано, этюды в форме канонов, эскизы и 6 фуг для органа; для фортепиано - 3 сонаты, "Бабочки", этюды-каприсы Паганини, интермеццо, "Давидсбюндлеры", Токката, Карнавал, Фантастические пьесы, Симфонические этюды, Детские пьесы, Крейслериана, Фантазия, новеллетты, "Венский карнавал", романсы, "Лесные сцены", Альбом для юношества и др.; пьесы для фортепиано в 4 руки, Анданте с вариациями для 2 фортепиано; оратория "Рай и Пери" (по поэме "Лалла-Рук" Т.Мура, 1843), сцены из "Фауста" В.Гёте (1853), "Реквием для Миньоны" (1849), реквием (1852), кантаты, баллады и др. произведения для хора с оркестром, хоры "а капелла", вокальные ансамбли, около 200 песен; музыка к "Манфреду" Дж.Байрона (1849).
Лит.: Мейчик М., Роберт Шуман, М., 1935;
Житомирский Д., Р.Шуман, М., 1964;
Житомирский Д., Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962;
Dorffel A., Tematischer Katalog der Werke R. Schumann's, Leipzig 1870;
Abert H., R.Schumann, B. (4-е изд.) 1920;
Eismann G., R.Schumann, ein Quellen-werk iiber sein Leben und Schaffen, Bd.1-2, Leipzig, 1956.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|