Мийо Дариус [04.09.1892]

Мийо, правильней Мильо (Milhaud) Дариус (р. 4.09.1892, Эксан-Прованс)
       - французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию, по композиции ученик К.Перу, А.Жедальжа, Ш.Видора, В. д'Энди и П.Дюка. В 1916-19гг. находился на дипломатической службе в Бразилии; знакомство с южноамериканской музыкой отразилось в последующих произведениях Мийо - сюите "Бразильские танцы" (Saudades; 1921), балете "Бык на крыше" (постановка 1920г.) на темы латиноамериканских песен и танцев, и др. По возвращении во Францию Мийо сблизился с Э.Сати, а в 1920г. вместе с А.Онеггером, Ф.Пуленком, Ж.Ориком, Д.Дюреем и Ж.Тайфер вошел в группу "Шестерка", выступавшую против царившего в те годы во Франции импрессионизма. В ряде произведений Мийо этого периода - балете "Голубой экспресс" (постановка 1924)г., "Кинематографической фантазии" на темы музыкального фарса "Бык на крыше" для скрипки с оркестром (1920) и др. - можно обнаружить влияние американского джаза. В эти же годы проявляется интерес Мийо к политональной музыке.
       В 1936г. Мийо примкнул к Народной музыкальной федерации; он написал ряд хоров и массовых песен на тексты революционных поэтов, принял участие вместе с другими композиторами в музыкальном оформлении пьесы Р.Роллана "14 июля". В эти же годы Мийо создал свои наиболее популярные произведения: "Про вансальскую сюиту" для оркестра (1937), сюиту для 2 фортепиано "Скарамуш". В 1940г. во время гитлеровской оккупации Франции Мийо эмигрировал в США; здесь он преподавал композицию в Калифорнийском университете. В 1947 Мийо возвратился на родину. В 1956г. избран членом Института Франции.
       Лучшие произведения Мийо связаны с французской народной музыкой, особенно музыкой Прованса, где родился Мийо. Как бы продолжением его известной "Провансальской сюиты" является "Французская сюита" для оркестра (1945). Большой интерес представляют и сочинения, связанные с народно-освободительной борьбой,- опера "Боливар", посвященная войне народов за независимость Латинской Америки, симфония №4 "Памяти революции 48-го года", кантаты "Огненный замок" (1954, посвященные памяти жертв фашистских концлагерей).
       Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - "Заблудшая овца" (1923), "Агамемнон" (1927), "Хоэфоры" (1935) и "Эвмениды" (1927), "Несчастья Орфея" (1926), "Бедный матрос" (1927), 3 оперы-миниатюры - "Похищение Европы" (1927), "Покинутая Ариадна" и "Освобождение Тезея" (обе 1928), трилогия "Христофор Колумб" (1930), "Максимилиан" (1932) и "Боливар" (1950), "Эстер из Карпентера" (1938), "Медея" (1939), мистерия "Игра о Робене и Марион" (по А. де ла Алю, 1951), "Давид" (1954), "Фиеста" (1958), 3 детские оперы; балеты (даты постановок) - "Человек и его желания" (1921), "Сотворение мира" (1923), "Салат" (1924), "Голубой экспресс" (1924), "Весенняя игра2 (1944), "Колокола" (по стихотворению Э.По, 1946), "Адам Мируар" (1948), "Сны Иакова" (1949), "Моисей" (1957), "Роза ветров" (1959); для оркестра - 12 симфоний (1940, 1946, №3 "Амвросианский гимн" с хором - 1947, 1949, 1955, 1955, 1956, 1958, 1960, 1962, 1962, №12 "Сельская" - 1963); 5 симфоний для малого оркестра (№1 "Весна" - 1917, №2 "Пастораль" - 1918, №3 "Серенада" - 1921, №4 для струнных - 1921, №5 для духовых - 1922), 3 рег-каприса (1923), "Птица" (1938), "Похоронное шествие" (1940), "Каин и Авель" (с чтецом; 1945), "Мартиникский бал" (1945), 2 марша (1945), "Праздник победы" (1945), "Кентуккиана" (1949), "Средиземноморская увертюра" (1954);
       для фортепиано с оркестром - Пять этюдов (1921), Баллада (1921), "Карнавал в Эксе" (на темы балета "Голубой экспресс", 1926), 5 концертов (1933, 1941, 1946, 1949, 1950), концерт для 2 фортепиано с оркестром (1942), Осеннее концертино для 2 фортепиано с ансамблем (1960); для скрипки с оркестром - 2 концерта (1927, 1948), "Весеннее концертино" (1935); 2 альтовых концерта (1929, 1955), 2 виолончельных концерта (1935, 1946), концерт для ударных и малого оркестра (1930), концерт для кларнета с оркестром (1941), сюита для гармоники с оркестром (1947), концерт для маримбы и вибрафона с оркестром (1949), Зимнее концертино для тромбона с оркестром (1953), концерт для арфы с оркестром (1954); 4 струнных квинтета, 18 струнных квартетов (наиболее известен №12), инструментальные сонаты и сонатины, пьесы для различных инструментов; кантаты "Гирлянды славы", "Смерть тирана" (1932) и др., Десять французских народных песен и другие произведения для голоса с оркестром, хоры, вокальные циклы - "Петроградские вечера" (1919), Три романтические поэмы, Восемь еврейских песен, Детские поэмы (на слова Р.Тагора) и многие другие, обработки французских, бразильских, негритянских, еврейских и др. песен; музыка к спектаклям и кинофильмам.
       Лит.: Крейн Ю., Д.Мийо, "Советская Музыка" 1957 №8;
       Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964;
       "Говорит Дариус Мийо", "Советская Музыка" 1962 №9;
       МiIhaud D., Notes sans rnusique, P. 1963 (автобиография);
       Соllaer P., D.Milhaud, Antwerpen 1947;
       Beck G., D.Milhaud. Etude suivie du catalogue chronologique complet de son oeuvres, P. 1949 (supplement P. 1956).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:54 UTC