Шуберт Франц [31.01.1797-19.11.1828]

Шуберт (Schubert) Франц (31.01.1797, предместье Вены, Лихтенталь - 19.11.1828, Вена)
       - австрийский композитор. Сын школьного учителя и дочери слесаря. Первыми учителями музыки Шуберта были его отец, брат Игнац и регент лихтентальской церкви М.Хольцер, обучавшие Шуберта игре на скрипке, фортепиано и органе, а также теории музыки. Большую роль в музыкальном развитии Шуберта сыграли квартетные вечера в доме отца: братья Шуберта, Фердинанд и Игнац, играли партии 1-й и 2-й скрипок, сам Шуберт - партию альта, а его отец - партию виолончели. Для этого домашнего музицирования Шубертом были написаны впоследствии его первые струнные квартеты. Участвуя в хоре мальчиков Лихтентальской церкви, Шуберт выступал также солистом, поражая слушателей красотой голоса и выразительностью пения. В октябре 1808 года Шуберт был принят в число "певчих мальчиков" Придворной капеллы; как и прочие "певчие мальчики", он стал жить и учиться в венском конвикте (род пансионата и школы-интерната). Здесь педагогами Шуберта по музыкальным предметам были Ружичка и А.Сальери. Играя в ученическом оркестре конвикта, Шуберт на практике познакомился с музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена. В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Его первое крупное сочинение - фантазия для фортепиано в 4 руки, написанная в 1810. В последующие три года он создает многие песни, вокальные баллады (в т.ч. "Кубок" на слова Шиллера), вокальные квартеты, некоторые струнные квартеты, 1-ю симфонию. После мутации голоса Шуберт оставил конвикт, незакончив среднего образования. В соответствии с семейными традициями, по настоянию отца, осенью 1813г. он поступил в учительскую семинарию. Несмотря на большую занятость, Шуберт сочинял много и непрерывно, совершенствуя свое мастерство. Работая школьным учителем, он все свободные часы посвящал творчеству. В 1814г. была написана песня "Маргарита за прялкой" на слова из "Фауста" Гёте, в 1815г. баллада "Лесной царь" на слова того же поэта, в 1817 - "Форель" (слова Д.Шубарта). Наряду с шедеврами вокальной лирики Шуберт создает в этот период (1814-17) множество произведений, охватывающих все виды и жанры музыкального искусства - от опер, месс и симфоний до фортепианных миниатюр.
       Попытки Шуберта и его друзей добиться издания его сочинений в эти годы не имели успеха, о его творческих достижениях знал лишь узкий круг друзей и почитателей. Лишь после того как в 1817г. песнями его заинтересовался великолепный певец, артист венской оперы Михаэль Фогль, начавший исполнять их, имя Шуберта стало приобретать все большую известность в Вене. Должность школьного учителя совершенно не привлекала молодого композитора и мешала его творчеству, но ему не хотелось, оставив эту должность, окончательно испортить отношения с отцом. Последний выхлопотал Шуберт отпуск на один год. Почувствовав себя свободным, Шуберт усиленно занимался композицией. Материальная нужда вынудила его выехать летом в 1818г. в Венгрию, где он обучал игре на фортепиано дочерей графа Эстергази в его имении Желиз. Пребывание в Венгрии имело для Шуберта большое значение: в его музыку начали проникать интонации венгерских народных песен и танцев.
       По возвращении в Вену Шуберт твердо решил прекратить работу школьного учителя даже ценой материальных лишений и разрыва с отцом,- настолько была сильна тяга его к творчеству. С этого времени он жил большей частью вне отчего дома. Около двух лет он прожил в одной комнате со своим другом поэтом Майрхофером, около 4-5 лет находил приют в квартире своего друга поэта-любителя Шобера. Друзья проявляли о нем заботу и добывали ему частные уроки музыки. Кроме названных лиц, в шубертовский кружок вошли братья Хюттенбреннер, художники Швинд и Купельвизер, студент - в будущем драматург - Бауэрнфельд и др.; встречался Шуберт и с крупнейшим австрийским поэтом и драматургом Ф.Грильпарцером. Часто по вечерам друзья развлекались танцами под звуки шубертовских вальсов, которые он тут же импровизировал. Время от времени устраивались вечера в дружеском кругу, на которых звучали сочинения Шуберта (вечера эти получили название "шубертиад").
       Начиная примерно с 1821г. музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль, а также мелкие фортепианные пьесы (танцы). С 1821г. началось и издание сочинений Шуберта - друзья композитора опубликовали несколько его сочинений на собственные средства, после чего венские издатели решились печатать его произведения на свой страх и риск. Все же издавались главным образом песни и фортепианные танцы. Более значительные инструментальные сочинения Шуберта еще долго ждали своего опубликования.
       В 1822г. было создано одно из самых значительных сочинений Шуберта - "Неоконченная" симфония, а в 1823г. написан вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" (на стихи немецкого поэта В.Мюллера) - одно из высших достижений Шуберта в области вокальной лирики. Тяжелое материальное положение заставило Шуберта весной 1824г. вторично выехать в Желиз в качестве преподавателя музыки. В сельской тиши был написан ряд произведений: соната и вариации для фортепиано в 4 руки, танцы для фортепиано и др. Музыкальным воплощением венгерских впечатлений явился "Венгерский дивертисмент" Шуберта для фортепиано в 4 руки. В летние месяцы 1819г., 1823г. и 1825г. Шуберт вместе с Фоглем совершил поездки в Верхнюю Австрию. Красоты природы, разнообразные впечатления были для него отрадой. В 1827г. он посетил столицу Штирии - Грац.
       В 1826г. возникли квартеты ре-минор ("Смерть и девушка") и Соль-мажор, принадлежащие к числу значительнейших его камерных сочинений. В 1827г. был написан "Зимний путь", второй вокальный цикл Шуберта на слова Мюллера - одно из самых печальных и скорбных его произведений. В год смерти Шуберт были написаны песни, изданные впоследствии в виде сборника "Лебединая песня". Сюда вошли шесть песен на слова Гейне, составившие самостоятельный трагический цикл внутри этого сборника ("Двойник", "Город" и др.), а также песни на тексты Рельштаба и Зейдля. Но творчество этого последнего периода жизни композитора не ограничивается произведениями трагического, мрачного характера: в 1828г. написано такое жизнерадостное, оптимистическое произведение, как струнный квинтет До-мажор, завершена работа над большой симфонией До-мажор.
       Трагична была жизнь Шуберта, трагична судьба его огромного творческого наследия. Музыка его при жизни не получила широкого распространения и была почти неизвестна за пределами узкого круга близких людей. Лишь не задолго до смерти друзья Шуберта организовали концерт из его произведений, прошедший с большим успехом. Большинство гениальных сочинений оставались неизданными многие годы и не появлялись в концертных программах. Достаточно сказать, что капитальнейшая симфония До-мажор впервые прозвучала под управлением Ф.Мендельсона в лейпцигском "Гевандхаузе" лишь в 1839г. А "Неоконченная" симфония, партитура которой хранилась у друга Шуберта А.Хюттенбреннера, впервые исполнена в Вене лишь в 1865г. - почти через сорок лет после смерти ее творца.
       Творчество Шуберта очень многообразно, как по охвату жанров, так и по диапазону образов, мыслей и чувств. Но преобладающим и определяющим строй его музыки было лирическое начало, жизненно правдивая передача внутреннего мира человека из народа, все богатство его душевной жизни, выраженное через простую задушевную мелодию - песню народного склада. По выражению Б.В.Асафьева, Шуберт обладал способностью "быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".
       Центральное место в творчестве Шуберта занимает вокально-песенная лирика. Свыше 600 песен написал Шуберт на слова поэтов - как величайших (Гёте, Шиллера, Гейне), так и второстепенных (Майрхофера, Шобера и др.). Тема личности в песнях Шуберта сочетается с характерной для романтиков темой природы. Образы природы (ручей, лес, поле, цветы) нашли яркое художественное воплощение в их музыке. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия. Фортепианное сопровождение зачастую носит изобразительный характер, но при этом изобразительность сочетается с глубокой психологической выразительностью. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.
       Велико значение и инструментальных сочинений Шуберта. Он может считаться родоначальником новых жанров романтической симфонии, сонаты. В некоторые крупные инструментальные сочинения Шуберт вводит мелодии собственных песен: 2-я часть ре-минорного квартета представляет собой вариации на мелодию песни Шуберта "Смерть и девушка", 4-я часть фортепианного квинтета - вариации на тему песни "Форель" (поэтому весь квинтет носит название "Форель"), фортепианная фантазия До-мажор написана на тему песни "Скиталец". Но даже там, где Шуберт не пользуется мелодиями своих песен, он часто создает инструментальные мелодии песенного склада.
       Не только песенные, но и жанрово-танцевальные образы пронизывают музыку Шуберта. Так, часто в ней звучат знакомые обороты старинного австрийского лендлера, из которого развился впоследствии вальс. Во всем этом обнаруживаются тесные связи творчества Шуберта с демократическим музыкальным бытом Вены, что делает его музыку не только мелодически богатой, но и подлинно народной по строю образов и по языку. Однако Шуберт не только великий мелодист; он чрезвычайно расширил и обогатил средства гармонической выразительности, оказав этим большое влияние на композиторов-романтиков следующих поколений.
       Соч.: оперы и зингшпили - "Волшебная арфа" (постановка 1820г.) "Альфонсо и Эстрелла2 (1822; постановка 1854г.), "Домашняя война" (1823; постановка 1861г.), "Фьерабрас" (1823; постановка 1897г.) и др.; для оркестра - 8 симфоний (1813, 1815, 1815, №4 "Трагическая" - 1816, 1816. 1818, №7 "Неоконченная2 - 1822, 1825-28), 7 увертюр; Концертное рондо для скрипки с оркестром; октет для кларнета, фагота, валторны и струнных, фортепианный квинтет, квинтет "Форель" (с контрабасом), струнный квинтет с 2 виолончелями, около 15 струнных квартетов, 2 фортепианное трио, струнное трио; для скрипки и фортепиано - соната, 3 сонатины, Аллегро и блестящее рондо, Фантазия; для фортепиано - 22 сонаты, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов, фантазия "Скиталец" (переложена Ф.Листом для фортепиано с оркестром), вариации, вальсы, лендлер, скерцо и др., для фортепиано в 4 руки - 2 сонаты, Венгерский дивертисмент, полонезы рондо, вальсы и др.; хоры, около 600 песен; музыка к пьесам ("Розамунда из Кипра" и др.); духовные произведения, в т.ч. 6 месс.
       Лит.: Кузнецов К., Венок Шуберту. Этюды и материалы, М., 1928;
       Даме В., Ф.Шуберт, М., 1928;
       Конен В., Шуберт, М. (2-изд.) 1959;
       Гольдшмидт, Франц Шуберт. Жизненный путь, М., 1960;
       Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям Отто Эриха Дейча и др. источникам, М. 1963;
       Воспоминания о Шуберте, М., 1964 (статья);
       Ю.Хохлов, "Зимний путь" Франца Шуберта, М., 1967;
       Deutsch О. Е. and Wakeling A.R., Schubert. Thematic Catalogue of all his works in chronologique order, L. 1951;
       Vetter M., Der Klassiker Schubert, Bd.1-2, Leipzig 1953;
       Brown M., F.Schubert, L. 1958;
       Deutsch O.E., Schubert. Die Dokumente seines Lebens, Leipzig, 1964.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:54 UTC