|
Фалья (Falla) Мануэль де (23.11.1876, Кадис - 14.11.1946, Альта-Грасия, Аргентина)
- испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своей матери - пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории, у X.Траго (фп.) и Ф.Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905г. его двухактная опера "Жизнь коротка" получила премию испанской Академии изящных искусств.
В 1907г. Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914г. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И.Альбенисом. Переработанная опера Фалья "Жизнь коротка" была с успехом поставлена в 1913г. в Ницце. В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы Фалья написал балеты "Коррехидор и мельничиха" по П. де Аларкону (поставлена в 1919г. Русским балетом С.П.Дягилева под названием "Треуголка") и "Любовь-волшебница" (постановка в 1915г., Мадрид); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916г. в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепиано с оркестром "Ночи в садах Испании" (1909-15), имеющее подзаголовок "Симфонические впечатления".
В 20-е гг. Фалья жил в Гранаде, где в 1922г. организовал фестиваль старинных андалузских песен. В 1925г. он создал "Камерный оркестр провинции Андалузия".
В эти же годы творчество Фалья приобрело международную известность. Большой популярностью пользуются, в частности, его "Испанские песни" в различных вариантах - вокальные и инструментальные, транскрипции из оперы "Жизнь коротка" и балетов. С 30-х гг. Фалья почти ничего не писал, жил очень уединенно (в 1933-39 на острове Майорка). В 1939г. эмигрировал в Аргентину. Последние годы жизни Фалья работал над вокально-сценическим произведением "Атлантида", законченным учеником Ф.Э.Альфтером и поставленным в виде оратории (1961) и оперы (1962).
Произведения Фалья отличаются яркой индивидуальностью и совершенством выполнения, красочностью, темпераментностью. Продолжая линию развития национальной испанской школы в музыке, начатую Педрелем, Альбенисом и Гранадосом, Фалья поднял музыку своей родины на новую высоту, обогатив ее достижениями современной гармонии и инструментовки. Глубокий знаток народной песни и танца, он создавал произведения на основе претворения этих интонаций, очень своеобразных в ладовом и ритмическом отношении.
Влияние Фалья чувствуется и за пределами Испании, в частности в музыке Латинской Америки (Э.Вилла-Лобос в Бразилии и др.). Творчество Фалья хорошо известно в Советском Союзе, где переизданы отдельные его сочинения. В 1928г. опера "Жизнь коротка" под названием "Миг жизни" была поставлена Музыкальным театром им. В.И.Немировича-Данченко в Москве.
Фалья выступал в печати как музыкальный критик и писатель. Его статьи о музыке изданы в Буэнос-Айресе в 1950г..
Соч.: (кроме упомянутых): оперы, в т.ч. кукольная опера "Балаганчик мастера Педро" (по эпизоду из "Дон-Кихота" Сервантеса, постановка 1923г.); балеты; концерт для чембало с инструментальным ансамблем (1953-26); для фортепиано - Четыре испанские пьесы, Андалузская фантазия, Педрелиана (переложена для оркестра), пьесы для гитары; песни, в т.ч. Семь народных испанских песен (1922)
Лит.: Крейн Ю., Мануэль де Фалья и его творчество, М. 1960;
Pahissa J., Vida у obra de M. de Falla, В.-А. (2-е изд.) 1960;
Pahlen K., M. de Falla, Freiburg 1953;
Arizaga R., M. de Falla, B.A. 1961;
Demarquez S., M. de Falla, P., 1963.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|