AZ-libr.ру

информационный портал





Монюшко Станислав [05.05.1819-04.06.1872]

Монюшко (Moniuszko) Станислав (5.05.1819, Убеле, близ Минска - 4.06.1872, Варшава)
       - польский композитор. Первой учительницей музыки Монюшко была мать, познакомившая его с произведениями польских композиторов Ф.Лесселя, К.Курпиньского и др. Чтобы дать сыну широкое образование, семья Монюшко в 1827г. переехала в Варшаву; Монюшко брал здесь уроки музыки у органиста А.Фрейера. В 1830г. семья Монюшко поселилась в Минске, где он продолжал заниматься музыкой. Свое музыкальное образование Монюшко завершил в Берлине в 1837-39г. у К.Ф.Рунгенхагена.
       В эти годы появились первые сочинения Монюшко - песни на слова А.Мицкевича - "Сон", "Неуверенность" и др., изданные в Берлине. В 1840г., после возвращения из Берлина, Монюшко поселился в Вильне и сразу же развернул активную музыкально-педагогическую деятельность: работал церковным органистом, давал уроки игры на фортепиано, устраивал концерты. В этот период возникают небольшие музыкально-сценические произведения Монюшко, свидетельствующие о пробуждающемся у него интересе к театру.
       В 1841г. во Львове был поставлен водевиль А.Фредро "Ночлег в Апеннинах" с музыкой Монюшко. В 1843г. в Минске состоялась премьера оперетты Монюшко "Лотерея" (Водевили с музыкой Монюшко были изданы под ред. Я.Карловича уже после смерти ком позитора.) В то же время Монюшко интенсивно работал в области вокального жанра. Около 400 его песен вошли в "Домашние песенники". (При жизни Монюшко вышло 6 песенников 1848-59гг., остальные 6 были выпущены после его смерти.) Написанные на слова крупных польских поэтов, по духу они близки народной песенности. Песни Монюшко вытесняли салонные польские и французские романсы, бытовавшие в то время.
       Монюшко постоянно привлекал театр. В 1846г. в Варшаве, куда Монюшко приехал в связи с премьерой своей оперетты "Лотерея", он познакомился с поэтом В.Вольским, предложившим ему либретто "Гальки". В 1848г. в Вильне состоялось концертное исполнение оперы "Галька" в 2-актной редакции.
       В 1849г. Монюшко, выступил в Петербурге с двумя авторскими концертами, в которых были исполнены кантата "Мильда" и фантазия для оркестра "Сказка". Концерты эти имели большой успех. В Петербурге Монюшко встретился и сблизился с русскими композиторами - Глинкой, Даргомыжским, Серовым, Кюи, который в юности брал у него уроки теории и композиции в Вильне. Эти дружеские отношения, особенно с Даргомыжским, сохранились у Монюшко до конца жизни. Знакомство с русской музыкальной культурой сыграло важную роль в его творческой биографии и еще больше утвердило композитора в решении создать национальную польскую оперу.
       Первая опера Монюшко "Галька" была поставлена в Варшаве лишь в 1858г., во 2-й (4-актной) редакции. Успех оперы был несомненным, и Монюшко получил наконец возможность переселиться в Варшаву. Вскоре композитор занял здесь пост дирижера оперного театра, с которым и была связана его дальнейшая творческая деятельность. В 1858г. Монюшко побывал в Чехии, Германии (где встречался с Ф.Листом), во Франции. Вскоре по возвращении на родину Монюшко написал новую оперу "Графиня" (постановка 1860г., Варшава) и изящную остроумную лирическую комедию "Verbum nobile" ("Честное слово", постановка 1861г., Варшава). В 1865г. в Варшаве была поставлена комическая опера композитора "Зачарованный замок" ("Страшный двор").
       Оперы Монюшко постепенно завоевали признание как в Польше, так и за ее пределами. В 1868г. постановка "Гальки" была осуществлена в Праге под управлением Б.Сметаны; в 1870г. Монюшко присутствовал на премьере "Гальки" в Петербурге, где она была тепло принята русской музыкальной общественностью.
       В конце жизни Монюшко обратился к педагогической деятельности: в 1871г. он читал лекции по контрапункту и гармонии в Музыкальном институте (консерватории), тогда же им была написана теоретическая работа "Записки по курсу гармонии".
       Так же как Глинка в России, Сметана в Чехии, Монюшко является создателем подлинно национальной оперы в Польше. В письмах Монюшко указывал, что в своем творчестве он претворил народные песенно-танцевальные мелодии.
       Соч.: (кроме упомянутых): оперы (даты постановок) - "Сплавщик леса" (1858), "Графиня" (1860). "Пария" (1869), "Беата" (1872); оперетты и водевили, в т.ч. "Бэттли" (постановка 1852г.); балеты (даты постановок) - "Монте-Кристо" (по А.Дюма, 1866), "На отдыхе" (1868), "Проделки сатаны" (1870); для оркестра - "Сказка" (1848), "Военная увертюра" (1857); 2 струнных квартета, пьесы для фортепиано - полонезы, Безделушки; кантаты - "Мильда" (1848), "Ниола, или Ундины" (1858), "Крумине" (на сюжет поэмы "Витольрауда" Ю.Крашевского), 6 месс, реквием, "Крымские сонеты" (1867), "Пани Твардовска" (1869); песни ("Миньона", "Пряха" и др.).
       Лит.: Серов А., Избранные статьи, М., 1950;
       С.Монюшко. Сборник статей под ред. И.Бэлзы, М.-Л. 1952;
       Бэлза И., Монюшко в России, "Советская Музыка" 1952 №6;
       Рудзиньский В., Монюшко, М., 1960;
       Рудзиньский В., Монюшко и его связи с русской культурой, "Русско-польские музыкальные связи", под ред И.Бэлзы, М., 1963 (с.199-256);
       Almanach Momuszkowski, 1872-1952, Krakow, 1952.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:52 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"