Монтеверди Клаудио [15.05.1567-29.11.1643]

Монтеверди (Monteverdi) Клаудио (крещен 15.05.1567, Кремона - 29.11.1643, Венеция)
       - итальянский композитор. С детских лет служил певчим в Кремонском соборе; здесь обучался у органиста М.А.Индженьери, от которого воспринял технику полифонического письма (в первую очередь в жанре духовных мадригалов). В 1590г. переехал в Мантую и в течение 12 лет выполнял там обязанности певца и виолиста, позже - помощника капельмейстера. В 1599г. совершил поездку во Фландрию, где имел возможность познакомиться с фламандской и французской музыкой.
       Первоначально Монтеверди получил известность как автор канцонетт и особенно мадригалов - светских и духовных. Первые три юношеских сборника мадригалов Монтеверди были изданы в 1582-84гг.. Уже в этих ранних произведениях Монтеверди видна высокая полифоническая техника. При жизни Монтеверди было опубликовано около 10 сборников 4- и 5-голосных мадригалов; наиболее значительные из них - 5-голосные мадригалы, изданные в 7 сборниках в 1587-1619гг.. Отдельный сборник был посвящен "Любовным и воинственным" мадригалам (1638). В мадригалах Монтеверди вводит много новшеств в области гармонии и полифонии: скачки на септиму и нону, септаккорды, хроматизмы, параллельные квинты. Наряду с полифонией в мадригалах Монтеверди появляются черты аккордно-гармонического склада. К вокальным партиям Монтеверди часто добавлял инструментальное сопровождение (клавесин, лютня).
       Сочинение мадригалов и канцонетт явилось важным этапом в подготовке Монтеверди к оперному творчеству. Немалую роль сыграло также знакомство Монтеверди с творчеством композиторов-флорентинцев, авторов первых опер - Пери, Каччини и др. В 1607г. Монтеверди получил заказ написать музыку к театральному представлению в Мантуанском герцогстве. Это была первая опера Монтеверди "Орфей", поразившая слушателей необычной трагедийной трактовкой мифологического сюжета. Вслед за "Орфеем" появился ряд других опер Монтеверди, упрочивших его славу оперного композитора (поставлена в Венеции): "Ариадна" (1608), из которой сохранилась единственная знаменитая ария "Плач Ариадны","Прозерпина" (1630), "Возвращение Улисса" (1641), "Коронация Поппеи" (1642). Наиболее новаторским произведением Монтеверди является "Коронация Поппеи", впервые в истории оперы написанная на подлинный исторический сюжет (события времен Нерона).
       Начиная с 1613г. и до конца жизни Монтеверди служил руководителем капеллы святого Марка в Венеции. В течение 30 лет им было написано много церковной музыки; новаторство Монтеверди распространилось и на эту область творчества.
       В 1637г. в Венеции при непосредственном участии Монтеверди был открыт первый оперный театр, в котором ставились и его оперы (в частности, "Ариадна" - 1639г.).
       В историю музыки Монтеверди вошел как один из замечательных оперных композиторов своего времени, крупнейший представитель позднего Возрождения в Италии. Важной заслугой Монтеверди является введение в оперу ариозных номеров и драматических хоров, наряду с речитативами, характеризующими оперный стиль его предшественников. Монтеверди стремился подчинить музыку содержанию текста, создать индивидуальные музыкальные характеристики действующих лиц. Большую роль в этом играли гармонические и оркестровые средства. Монтеверди первый ввел в оперу увертюру, а также новые приемы в оркестре - тремоло и пиццикато струнных инструментов. Оркестр в операх Монтеверди достигает значительных размеров ("Орфей" - около 40 инстр.) Наряду со струнными и духовыми инструментами, вошедшими впоследствии в состав классического оркестра, Монтеверди использовал виолу, лютню, клавесин и орган.
       До наших дней сохранилась музыка трех опер Монтеверди: "Орфея", "Возвращения Улисса" и "Коронации Поппеи". Многие видные современные композиторы (Ф.Малипьеро, О.Респиги, Л.Даллапиккола, В д'Энди, К.Орф. и др.) перерабатывали оперы Монтеверди для современного исполнения. Полное собрание сочинений Монтеверди в 16тт. издано в Италии под ред. Ф.Малипьеро (1926-42).
       Соч.: 19 музыкально-драматических произведений (оперы, оперы-интермедии, балеты и т.п.); мадригалы, канцонетты; мессы, мотеты и другие церковные произведения.
       Лит.: Кузнецов К., Музыкально-исторические портреты М. 1937 (с.86-112);
       Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М.1931 (с.28-35);
       Malipiero F., Monteverdi, Milano 1930;
       Redliсh H.F., С.Monteverdi: Leben und Werk, Olten 1949;
       Abert A.A., C.Monteverdi und das musikahsche Drama, Lippstadt 1954;
       Arnold D., C.Monteverdi, L., 1063;
       Fellart, S. Monteverdi, P. 1964.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:50 UTC