AZ-libr.ру

информационный портал





Рамо Жан Филипп [25.09.1683-12.09.1764]

Рамо (Rameau) Жан Филипп (25.09.1683, Дижон - 12.09.1764, Париж)
       - французский композитор и музыкальный теоретик. Отец Рамо, органист, передал сыну обширные музыкальные знания. В семь лет Рамо уже хорошо играл на органе, позднее - на скрипке. В 1701г. он поехал в Италию, где прожил несколько лет и хорошо познакомился с итальянской оперой и инструментальной музыкой. С 1702г. был органистом в Авиньоне, Клермон-Ферране, а в 1709г. заменил своего отца на посту органиста в Дижоне. С 1713г. органист в Лионе, Монпелье и Клермон-Ферране. В 1722г. поселился в Париже; постепенно Рамо приобрел здесь известность как автор клавесинных пьес, педагог и органист. С 1745г. занял должность придворного композитора.
       Композиторское дарование Рамо проявилось вначале в области клавесинной музыки: в 1706г. вышел в свет его первый сборник клавесинных пьес; позднее было издано еще несколько сборников. Свои сборники Рамо сопровождал методическими пояснениями: "Клавесинные пьесы с таблицей для украшений", "Клавесинные пьесы с методой для техники пальцев", "Новый сборник клавесинных пьес с примечанием относительно-различных музыкальных жанров" и др. Для клавесина Рамо писал также и концерты; помимо этого, он включал клавесин в ансамбли со скрипкой и виолой, скрипкой и флейтой и др.
       Параллельно шла работа Рамо в области музыкальной теории (особенно гармонии). Рамо по праву считается одним из основателей классического теоретического музыкознания. Он написал ряд трактатов, вызвавших большой интерес и споры: "Трактат о гармонии" (1722), "Новая система теории музыки" (1726), "Диссертация о различных методах аккомпанемента" (1732), "Происхождение гармонии" (1737), "Наблюдение над нашим музыкальным инстинктом" (1754) и др.
       В начале 1730-х гг. Рамо обратился к музыкальной драме. Большую роль в популяризации творчества Рамо сыграл Ф.Вольтер, высоко оценивший, подобно энциклопедисту д'Аламберу, композиторское дарование Рамо и давший ему поэтическое прозвище - "наш Орфей". Интерес представляет переписка Рамо с выдающимися просветителями 18в., а также его споры с Ж.Ж.Руссо, возглавлйвшим музыкальный раздел Французской энциклопедии (Руссо не понял новаторства Рамо).
       Первая опера Рамо на сюжет Вольтера - "Самсон" (1732) не увидела света из-за протеста церкви против использования в театре библейского сюжета. В 1733г. Рамо удалось добиться постановки оперы "Ипполит и Ариейя" по сюжету "Федры" Расина. С этого времени началась слава Рамо как оперного композитора. Были поставлены оперы Рамо: опера-балет "Галантная Индия" (1735), "Кастор и Поллукс" (1737), опера-балет "Празднество Гебы" (1739), трагическая опера "Дарданус" (1739), комедия-балет "Принцесса Наваррская" (1745), опера-балет "Храм славы" (1745), "Торжества Полигимнии" (1745), комедия-балет "Платея" (1745), "Зороастр" (1749, переделана из оперы "Самсон"), "Лин" (1751), "Паладины" (1760; на сюжет сказки Лафонтена) и др.
       В оперном творчестве Рамо использовал различные жанры: лирическую трагедию (продолжая традиции Люлли), комедии-балеты, итальянский жанр оперы-буфф. Как и его младший современник К.В.Глюк, Рамо стремился к синтезу музыки и драмы; он развил разные типы речитативов, использовал оперный оркестр для усиления драматического и колористического начала в опере (при изображении явлений природы, катастроф, военных эпизодов).
       Из произведений Рамо большой известностью пользуются клавесинные пьесы с характерными жанровыми названиями: "Тамбурин", "Курица", "Египтянка", "Нежные жалобы" и др. В Советском Союзе "Избранные пьесы для клавесина" Рамо изданы в 1937г. под ред. и с предисловием А.Юровского.
       Полное собрание сочинений Рамо в 18 тт. издано в Париже в 1895-1914 под ред. К.Сен-Санса.
       Соч.: около 40 музыкально-драматических произведений (оперы, оперы-балеты, лирические трагедии, комедии-балеты); балеты; инструментальные ансамбли; 11 концертов для клавесина с сопровождением инструментального ансамбля, 5 сборников клавесинных пьес; кантаты, мотеты и др. церковные произведения.
       Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М.Иванова-Борецкого, т.II, М., 1934 (с.287-307);
       Рыжкин И. и Мазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып.1, М.,1934 (с.3-78); Дебюсси о Рамо, "Русская Музыкальная Газета" 1908 №30/31;
       La Laurencie L. de, Rameau, P. 1908.
       Massоn P.M., L'opera de Rameau, P. 1930;
       Migot G., J.-Ph. Rameau et le genie de la musique francaise, P. P. 1930;
       Girdlestone C., J.-Ph. Rameau, L. 1957;
       Malign on J., Rameau, P. 1960;
       Pischner H., Harmonielehre J.-Ph. Rameaus, Leipzig 1963.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"