|
Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) (24.10.1882, Шиофок - 30.10.1953, Париж)
- венгерский композитор. Окончил Будапештскую музыкальную академию по классу композиции Я.Кеслера. Свой творческий путь Кальман начал с сочинения фортепианных и оркестровых произведений. Еще в студенческие годы он пишет сонату для фортепиано и скерцино для струнного оркестра, исполненные в концерте студентов академии, а в качестве дипломной работы при окончании академии он представил симфоническую поэму "Сатурналии" (1904). Но дарование Кальмана полностью развернулось, когда он, по совету своего друга композитора В.Якоби, автора оперетты "Ярмарка невест", обратился к опереточному жанру. В 1908г. Кальман пишет свою первую оперетту "Осенние маневры", прошедшую с большим успехом на европейских и американских сценах.
С 1909г. Кальман жил в основном в Вене, где были созданы его лучшие оперетты. В "Цыган-премьере" (постановка 1912г.) композитор впервые широко использовал мелодии, интонационно перекликающиеся с венгерскими народными песнями и танцами, придающие национальный характер всему произведению. Последующие его оперетты упрочили славу Кальмана как одного из лучших композиторов этого жанра В 1915г. с триумфом была поставлена в Вене новая оперетта Кальмана "Княгиня Чардаш", известная у нас под названием "Сильва". Мелодраматический сюжет, обработанный опытными либреттистами Л.Штейном и Б.Йенбахом, позволил Кальману проявить свое мастерство композитора, чувствующего специфику жанра оперетты. Огромный успех сопровождал и постановку (1921) его оперетты "Баядерка", в которой композитор часто использует ритмы новых для того времени танцев - фокстрота и шимми. К числу наиболее известных оперетт Кальмана также относятся поставленные в Вене "Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926) и "Фиалка Монмартра" (1930) - его самое лирическое произведение.
Во время оккупации Австрии фашистами Кальман вынужден был эмигрировать; с 1940г. он жил в США. Здесь он написал две оперетты и музыку к нескольким фильмам.
Музыка оперетт Кальмана, при некоторой банальности их сюжетов, мелодична, отличается остротой, легкостью, красочной инструментовкой. Мелодика и ритмика его оперетт близки по духу венгерской народной песне. Одна из последних оперетт Кальмана "Дявольский наездник" (постановка 1932г.) почти целиком построена на национальных мелодиях и ритмах. Гармонический язык Кальмана формировался под некоторым воздействием музыки Пуччини. Наряду с Ференцем Легаром, с которым у Кальмана есть много общих черт, он является наиболее известным представителем новой венской оперетты.
Соч.: (кроме упомянутых): оперетты (даты постановок) - "Солдат в отпуске" (1910; 2-я ред. "Хороший товарищ" - 1911; 3-я ред. "Золото я отдал за железо" - 1914), "Маленький король" ("Матео"; 1912), "Фрейлейн Сузи" (1915), "Фея карнавала" (1917), "Голландочка" (1920), "Золотой рассвет" (1927), "Герцогиня из Чикаго" (1928), "Ронки" (1931), "Императрица Жозефина" (1936), "Маринка" (1945), "Аризонская леди" (сочинение 1953г.); пьесы для фортепиано; песни; музыка к спектаклям и фильмам.
Лиг.: Ярон Г., Имре Кальман - мастер оперетты, "Советская Музыка" 1954, №3;
Ярон Г., Имре Кальман, "Музыкальная Жизнь" 1962, №20;
ВistгоnI., E.Kalman, W. 1932;
Оesterreiсher R., E.Kalman; der Wegeines Komponisten, W, 1954.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|