AZ-libr.ру

информационный портал





Вебер Карл Мария фон [18.11.1786-05.06.1826]

Вебер (Weber) Карл Мария фон (18.11.1786, Эйтин, Голыитейн - 5.06.1826, Лондон)
       - немецкий композитор. Сын певицы и провинциального оперного капельмей стера и антрепренера, Вебер уже в детские годы приобщился к музыкально-театральному искусству. В 10-летнем возрасте Вебер брал уроки фортепиано игры у И.Гейшкеля (в Гильдбурхаузене), затем учился композиции у М.Гайдна (в Зальцбурге) и у И.Н.Кольхера (в Мюнхене); по пению Вебер был учеником И.Б.Валлисхаузера. К 15 годам Вебер являлся уже автором ряда фортепианных пьес, песен, мессы и трех зингшпилей. Постоянные странствования с оперной труппой отца по могли ему усвоить музыкальные вкусы широкой публики.
       Среди многих учителей Вебера особенно важную роль в его образовании сыграл замечательный знаток музыкального фольклора аббат Г.И.Фоглер, с которым Вебер занимался в 1803-04гг. в Вене. При содействии Фоглера Вебер получил в 1804г. должность капельмейстера оперного театра в Бреславле. В по следующие годы (1806-10) он служил при дворах в Карлсруэ и Штутгарте. К этому периоду относится сочинение Вебером опер "Рюбецаль" (не окончена) и "Сильвана" (постанолвка 1810г.), музыки к пьесе Ф.Шиллера "Турандот", 2 симфоний (1807), концерта для скрипки, ряда песен с сопровождением гитары.
       С 1810г. Вебер совершает успешные артистические поездки в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. В 1811-13г. он жил большей частью в Дармштадте; здесь он снова общается с Фоглером и учреждает совместно с Дж.Мейербером, Готфридом Вебером и другими молодыми музыкантами "Гармоническое объединение", предвосхищавшее по своей идейной устремленности шумановский "Давидсбунд". Вебер познакомился с Э.Т.А.Гофманом и другими немецкими писателями, с Л.Шпором, посещал В.Гёте в Веймаре. Тогда же он задумал автобиографический роман "Странствования музыканта" (роман не был закончен).
       В 1813-16гг. Вебер стоял во главе оперного театра в Праге, а затем (до конца жизни) был дирижером немецкой оперы в Дрездене. Под его управлением были осуществлены две постановки оперы "Фиделио" Бетховена (1814г. и 1823г.). Национальный подъем и патриотические чувства протеста против захватнических войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера "Лира и меч" (на слова Т.Кернера), пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи. Выступая как музыкальный критик, Вебер вел решительную борьбу против засилья итальянской оперы, за национально-самобытный немецкий музыкальный театр.
       Последние годы жизни Вебер ознаменовались созданием наиболее выдающихся его оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Над оперой "Волшебный стрелок" (постановка 1821г., Берлин) Вебер работал пять лет. Романтическая фантастика оперы (либретто было составлено по новелле из "Книги призраков" А.Апеля) сочетается с таким правдивым отражением народного быта и характера, какого еще не знала до Вебера немецкая оперная сцена. Яркая выразительность музыкального языка и блестящее воплощение в опере демократических устремлений композитора обеспечили ей поистине небывалый успех у публики.
       Следующее музыкально-сценическое произведение Вебера - "Эврианта" (постановка 1823г., Вена) представляло собой первый опыт создания большой немецкой национально-героической оперы на легендарно-рыцарский сюжет. Ряд музыкально-стилистических особенностей этой оперы и примененных в ней композици онных приемов получил впоследствии развитие в оперном творчестве Р.Шумана ("Геновева") и Р.Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин"). Наконец, последняя из опер Вебера - "Оберон", написанная по заказу лондонского театра "Ковент-Гарден" и исполненная в этом театре в 1826г. под управлением самого Вебера, представляет собой одно из лучших воплощений в музыке народно-сказочного элемента. С исключительной силой проявляется в этой опере свойственное Веберу блестящее мастерство колоритной оркестровки.
       Творчество Вебера имело чрезвычайно важное значение для развития не только вокальной, но и инстранной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он выступил в своих фортепианных сочинениях как подлинный новатор. В частности, в его программном фортепианном сочинении "Приглашение к танцу" предвосхищаются музыкальные образы, вдохновлявшие впоследствии многих композиторов: Р.Шумана и Ф.Шопена, Ф.Листа и Г.Берлиоза, М.И.Глинку и П.И.Чайковского.
       Соч.: оперы (даты постановок) - "Сильвана" (1810), "Абу Гасан" (1811), "Волшебный стрелок" (1821), 3 пинто (закончена по эскизам автора Г.Малером, 1888), "Эврианта" (1823), "Оберон" (1826), "Рюбецаль" (соч. 1805г., не окончена); зингшпили - "Сила любви и вина" (1799), "Немая лесная девушка" (постановка 1800г.), "Петер Шмоль и его соседи" (постановка 1803г.).
       Для оркестра - увертюры, 2 концерта для фортепиано с оркестром (1810, 1812), концертштюк для фортепиано с оркестром (1821), 2 концерта и концертино для кларнета с оркестром (1811), концерт для фагота с оркестром. (1811), концертино для валторны с оркестром (1815); фортепианный квартет и др. камерные ансамбли с участием фортепиано, для фортепиано - 4 сонаты, 8 циклов вариаций (в т.ч. один цикл на тему русской песни), "Приглашение к танцу"; кантата "Битва и победа", свыше 90 сольных песен, 30 вокальных ансамблей и др.; музыка к пьесам.
       Лит.: Вебер К.М., Автобиографические наброски, "Советская Музыка" 1936, №12;
       Саккетти Л., История музыки всех времен и народов, вып.III - Вебер, М., 1913;
       Коломийцев В., Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его смерти. Критико-биографический очерк, Л., 1927;
       Кузнецовы К. и В., Народные элементы в творчестве Вебера, "Советская Музыка" 1936, №12;
       Кенигсберг А., К.М.Вебер, Л., 1965;
       Jans F.W., С.М.Weber in seiner Werken. Chronologisch-tematisches Verzeichnis seiner samtlicher Compositionen, Leipzig, 1873;
       Weber M.M., C.M. von Weber. Ein Lebensbild, Bd.1-3, B., 1912;
       С.М. von Weber in Briefen und Schriften, Heidenau 1956.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:48 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"