AZ-libr.ру

информационный портал





Гуно Шарль [17.06.1818-18.10.1893]

Гуно (Gounod) Шарль (17.06.1818, Париж - 18.10.1893, Сен-Клу, близ Парижа)
       - французский композитор. Сын художника, от которого унаследовал способности к живописи. Первоначальное музыкальное образование получил у матери, преподавательницы фортепианной игры. В 1836г. поступил в Парижскую консерваторию, где учился у А.Рейха, привившего ему интерес к немецкой музыке, а также у Ф.Галеви, Ф.Паэра, Ф.Лесюэра. В 1839г. Гуно получил Римскую премию за кантату "Фернан". В Италии Гуно усердно изучал старинную культовую музыку, в частности произведения Палестрины.
       По возвращении в Париж Гуно получил место органиста в церкви Иностранных миссионеров. Увлечение религией вызывает мысли о реформе церковной музыки. Однако изучение творчества Берлиоза и Шумана, все более определяющийся интерес к музыкльному театру привели Гуно к сочинению оперы "Сафо" (постановка 1851г.), заглавная роль в которой предназначалась для Полины Виардо-Гарсиа. Несмотря на неровности, в опере отчетливо проявилось стремление к яркости эмоционального выражения, к мелодической широте. В следующем году были написаны строгие и выдержанные по колориту хоры к трагедии Понсара "Улисс". В 1852г. Гуно принял на себя обязанности дирижера хорового объединения "Орфеон", во главе которого оставался до 1860г..
       Замысел оперы "Иван Грозный" (на текст, использованный позднее Ж.Визе) остался нереализованным. Опера Гуно "Кровавая монахиня" на либретто Э.Скриба (постановка 1854г.) не имела успеха. Комическая опера "Лекарь поневоле" по Мольеру (постановка 1858г.) - первая большая удача Гуно в оперном жанре. Однако только законченный в 1858г. "Фауст" (либретто М.Карре и Ж.Борбье по И.В.Гёте; поставлен в 1859 на сцене "Лирического театра" в Париже) явился произведением, в котором композитор нашел свой стиль. В "Фаусте" Гуно отказался от масштабности идей и философской значительности первоисточника и ограничил свою задачу раскрытием личной драмы. Эта установка не только отвечала индивидуальным склонностям композитора, но и отображала общую тенденцию французского оперного искусства периода кризиса романтизма. Для формирующегося направления лирической оперы "Фауст" Гуно оказался образцом жанра. Изящный и тонко очерченный образ героини, поставленный в центр внимания, умелая и точная драматургия, мелодическая привлекательность музыки, в которой использованы элементы городского фольклора - романса, вальса, стройность и завершенность форм, стилистическая цельность обеспечили опере Гуно ее длительную популярность и выдвинули автора в первые ряды оперных композиторов Франции 19в. Все же "Фауст" не сразу нашел благоприятный прием. Только в 1869 он был поставлен на сцене "Гранд-Опера"; для этой постановки пришлось заменить диалоги речитативами и написать целый балетный акт - "Вальпургиева ночь".
       Сочиненные после "Фауста" комическая опера "Филемон и Бавкида" (постановка 1860г.), в которой преобладают черты идилличности и лиризма, и большая опера "Царица Савская" (постановка 1862г.), отдельные эмоционально яркие или колоритные эпизоды которой не могут скрыть риторичности и несогласованности целого, не вносят ничего принципиально нового в творчество Гуно.
       Найденные в "Фаусте" естественность в выражении чувств, свежесть мелодического языка отличают и некоторые последующие оперы композитора, как, например, "Мирейль" (по поэтичной легенде Мистраля, постановка 1864г.) и "Ромео и Джульетта" (постановка 1867г.). За музыку, написанную "не из предвзятых теорий", а по "непосредственному велению чувства", очень любил "Фауста" и "Ромео и Джульетту" П.И.Чайковский. Однако в "Мирейль" при наличии колоритных эпизодов и тонких гармонических находок сильно проступают черты салонности и манерности, все более отчетливые в последующих произведениях Гуно, в т.ч. в опере "Сен-Мар" по А. де Виньи (постановка 1877г.). Написанный в формах большой оперы "Полиевкт" по трагедии П.Корнеля (постановка 1878г.), несмотря на некоторое обновление стилистических приемов - лейтмотивизм,- обнаруживает идейный и творческий упадок Гуно.
       В 1866г. Гуно был избран членом Института Франции. В 1870-75гг. композитор прожил в Лондоне, где руководил хоровым обществом. В 1871г. Гуно создал траурную кантату "Галлия", посвященную событиям франко-прусской войны.
       Очень значительна роль Гуно в развитии французского романса, одним из создателей которого он является. Гуно освободил французский романс от влияния форм комической оперы и насытил его мелодику элементами популярной городской бытовой музыки, иногда, правда, несколько салонного склада.
       Соч.: оперы (кроме упомянутых; даты постановок) - "Кровавая монахиня" (1854), "Голубка" (1860), "Дань Заморы" (1881); для оркестра - 2 симфонии (1854, 1855), ряд небольших пьес, фантазия на русский национальный гимн для фортепиано с оркестром (1886); маленькие симфонии для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (1888), фортепианный квинтет, струнный квартет, пьесы для фортепиано; оратории "Искупление" (1882) и "Смерть и жизнь" (1885), кантаты, вокальные дуэты, песни; музыка к пьесам; духовные произведения.
       Лит.: Гуно Ш., Записки артиста, П, 1904;
       Кругликов С., Ш. Гуно, "Артист" 1893, №31;
       Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М.Друскина, М.,1938;
       Prodhomme J. et Dandelot A., Gounod, sa vie et ses oeuvres d'apres des documents inedits, vol.1-2, P., 1911;
       Landormy P., Gounod, P., 1942.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:48 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"