|
Йоммелли (Jommelli) Никколо (10.09.1714, Аверса, близ Неаполя - 25.08.1774, Неаполь)
- итальянский композитор. Ученик Ф.Дуранте; позднее обучался у Л.Лео, Ф.Фео и Падре Мартини. В 23 года Йоммелли написал свою первую оперу "Любовная ошибка" (1737), сделавшую имя композитора известным в Италии. Его последующие оперы (даты постановок) - "Одоардо" (1738) "Аэций" (1741) и особенно "Меропа" (1741) укрепили славу Йоммелли. В 1747 он был приглашен директором одной из консерваторий. Неаполя, в 1749 капельмейстером капеллы собора святого Петра в Риме. С 1753г. состоял придворным музыкантом в Штутгарте; в 1769г. возвратился в Неаполь.
В своих ранних произведениях Йоммелли выступил как типичный представитель неаполитанской школы; в его операх мастерское использование возможностей человеческого голоса приходит в противоречие со статической драматургией. После пребывания в Германии, под воздействием музыки немецких композиторов, оперы Йоммелли приобретают новые черты и становятся содержательнее. В его ариях меньше чисто виртуозных эпизодов, гармонии делаются более интересными. Однако новый стиль творчества Йоммелли не пришелся по вкусу итальянской публике, и композитор уже не имел прежнего успеха. Но именно последние его оперы ("Фаэтон" - 2-я ред. постановка 1768г., "Армида" - постановка 1770г. и др.) по своему мастерству, ярко выраженному мелодическому началу, более насыщенному оркестровому сопровождению выделяются среди опер доглюковского периода. (В последние годы жизни Йоммелли называли "итальянским Глюком".) Большая часть опер Йоммелли написана на либретто П.Метастазио. Не задолго до смерти Йоммелли написал одно из самых своих известных произведений - "Мизерере" для 2 сопрано в сопровождении оркестра.
Соч.: 55 опер; серенады; 4 оратории, магнификаты, гимны и другие духовные произведения.
Лит.: Аlfieri P., Notizie biografiche di N.Jommelli, R., 1845;
Abert H., N.Jommelli als Opernkomponist, Halle 1908.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|