|
Сибелиус (Sibelius) Ян (8.12.1865, Хяменлинна - 20.09.1957, Ярвенпя)
- финский композитор. Композиции учился в Хельсинкской консерватории, у М.Вегелиуса - пионера финской национальной музыки. Продолжал занятия в 1889-91гг. в Берлине у А.Беккера и в Вене у Р.Фукса и К.Гольдмарка. По возвращении на родину вел классы теории композиции и скрипки в консерватории, затем благодаря постоянной государственной стипендии смог посвятить себя исключительно творчеству. С 1904г. жил и работал в местечке Ярвенпя, близ Хельсинки.
В 1892г. в Хельсинки состоялся первый авторский концерт Сибелиус, на котором прозвучала первая из его симфонических поэм "Куллерво", знаменовавшая собой зарождение финского национально-романтического музыкального стиля. В последующие десятилетия вплоть до 1-й мировой войны музыка Сибелиуса завоевывает полное признание на родине и за ее пределами, в особенности симфонические поэмы на сюжеты из финской народной поэзии, истории, мифологии и эпоса ("Туонельский лебедь", "Финляндия"), а также симфонии, скрипичный концерт, "Грустный вальс" (из музыки к спектаклю "Куолема" Ярнефельта). Музыка Сибелиуса привлекает своеобразным северным колоритом, мужественным и сдержанным пафосом, непосредственностью чувства, красочностью, мелодичностью.
После окончания войны, в результате роста антиромантических и модернистских тенденций, музыка Сибелиуса несколько теряет свое значение в Европе, оказавшись на рубеже двух эпох. Неопределенность его положения как музыканта отражается на творческой активности Сибелиуса. Последние крупные его сочинения - 6-я и 7-я симфонии и симфоническая поэма "Тапиола" - относятся к началу 20-х гг. После 1929г. Сибелиус почти не сочинял. Со временем его музыка опять приобрела огромную популярность.
Значение музыки Сибелиуса для его родины состоит в создании первых выдающихся сочинений в национальном стиле.
Симфонические поэмы на финские национальные темы, написанные рукой талантливого мастера, были восторженно приняты его соотечественниками и вызвали живой интерес к финской культуре в остальном мире. Для творческой индивидуальности Сибелиуса характерно, что композитор, черпая вдохновение в народных преданиях, почти не пользовался фольклорными цитатами. Элементы финской народной песенности выступают в его музыке в творчески развитом виде.
За пределами Финляндии одними из первых оценили своеобразное дарование Сибелиуса русские музыканты. Духовная близость идеалов явилась основой дружбы Сибелиуса с Н.А.Римским-Корсаковым, А.К.Глазуновым и другими выдающимися представителями русской музыкальной культуры.
Соч.: опера "Девушка в башне" (постановка 1896г.), балет "Скарамуш" (постановка 1922г.). для оркестра - 7 симфоний (1899, 1902, 1907, 1911, 1915, 1923, 1924), симфонические поэмы - "Куллерво" (1892), "Сага" (1892), 4 легенды из "Калевалы" "Лемминкайнен и девушки" (1895), "Лемминкайнен в Туонеле" (1895) "Туонельский лебедь" (1893) и "Возвращение Лемминкайнена" (1895) "Весенняя песня" (1894), "Финляндия" (1900), "Ночная прогулка и восход солнца" (1909), "Бард" (1913), "Луоннотар" (1913), "Океаниды" (1913), "Тапиола" (1925), сюиты - "Карелия" (1893), "Ракастава" (1911) "Исторические сцены" (2 цикла 1899, 1912), "Деревенская" (1921), "Характерная" (1922), Фантазия "Дочь Похьелы" (1906), скрипичный концерт (1903-05), 6 юморесок для скрипки с оркестром (1917) 2 фортепианных квинтета, 2 струнных квартета, инструментальные пьесы, кантаты, хоры, 85 песен, музыка к спектаклям
Лит.: Бэлза И., Памяти Сибелиуса, "Советская Музыка" 1957 №11;
Ступель А., Я.Сибелиус, М., 1962;
Вачнадзе Н., Я.Сибелиус, М., 1963;
Александрова В. и Бронфин Е., Я.Сибелиус, М., 1964;
Gray С., Sibelius, L, 1945;
Eckman К., J.Sibelius och hans verk, Helsinki, (2-е изд.) 1956;
Johnson H.E.,J.Sibelius, NY, 1959;
Tawastsjerna E., J.Sibelius, Helsinki, 1967.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|