AZ-libr.ру

информационный портал





Брамс Иоганнес [07.05.1833-03.04.1897]

Брамс (Brahms) Йоханнес (7.05.1833, Гамбург - 3.04.1897, Вена)
       - немецкий композитор. Первым учителем музыки Брамса был его отец, работавший валторнистом, потом - контрабасистом в небольших ансамблях, выступавших в в увеселительных заведениях Гамбурга. В дальнейшем учителями Брамса были Ф.В.Коссель (фортепиано) и Э.Марксен (композиция). Одаренный пианист, Брамс начал публично выступать уже в детские годы. Но необеспеченное материальное положение семьи вынудило его браться за любую работу - он переписывал ноты, аранжировал, играл в садах и ресторанах. Однако, это принесло определенную пользу юному Брамсу: будущий композитор вошел в непосредственное соприкосновение с музыкой немецкого демократического быта, которую широко использовал в своем последующем творчестве. Существенную роль в творческом развитии Брамса сыграла его встреча в 1853г. с венгерским скрипачом Э.Ременьи (эмигрировавшим из Венгрии после разгрома революции 1848-49гг., в которой он принял участие). Выступая с Ременьи в качестве его аккомпаниатора, Брамс проникся красотой и увлекательностью венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса в его знаменитых "Венгерских танцах" и в ряде других сочинений, где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
       В концертах Брамс начал исполнять и собственные произведения. Р.Шуман, услышав его сочинения, поместил о нем восторженную статью под названием "Новые пути" в лейпцигском "Новом музыкальном. журнале". В этой статье Шуман называет Брамса преемником Бетховена. Вместе с замечательным венгерским скрипачом Иоахимом, выдающейся пианисткой Кларой Шуман и некоторыми др. музыкантами Брамс выступал против программной музыки Листа и оперной реформы Вагнера, за сохранение основ старого классического музыкального искусства с его исторически сложившимися закономерностями формы.
       В 1850-х гг. Брамс много выступал как пианист в различных городах Германии (в т.ч. неоднократно в лейпцигском Гевандхаузе). Руководство придворной хоровой капеллой в Детмольде и женским хором в Гамбурге имело важное значение для формирования вокального стиля Брамса. Начиная с 1862г. творческая деятельность Брамса теснейшим образом связана с Веной. В этом городе, являвшемся тогда своеоб разным международным музыкальным центром, постоянно звучали австрийские, немецкие, венгерские, чешские, словацкие, сербские и др. песни и танцы. Все это было источником, питавшим творчество Брамса. С венским городским фольклором связаны его серенады, ансамбли, циклы вальсов, как, например, "Песни любви". По выражению Брамса, народная песня являлась его идеалом (из письма к Кларе Шуман от 27 января 1860г.). В 1863-64гг. Брамс руководил венской Певческой капеллой, в 1872-75гг. дирижировал симфоническими концертами "Общества любителей музыки". Но служебная работа отнимала много времени и энергии. Стремясь целиком сосредоточиться на музыкальном творчестве, Брамс отказался от службы и всецело отдался композиторской деятельности и исполнению своих симфонических и камерных произведения в различных городах Германии, Венгрии, Нидерландов, Швейцарии, Польши, Италии.
       В 1870-80 Брамс создал большинство своих лучших творений - все симфонии, скрипки и 2-й фортепианный концерты, камерные ансамбли, песни, хоры, танцы. Творчество Брамса, охватывающее все жанры, за исключением опер и балетов, характеризуется глубокой и органической связью с народно-бытовой музыкой. Другой особенностью творчества Брамса является новое развитие традиций немецкой музыкальной классики и обогащение этих традиций достижениями музыкального романтизма. Глубина мысли сочетается в музыке Брамса с яркой эмоциональностью (хотя отдельные страницы его сочинений не лишены черт рассудочности и не свободны от известной "недосказанности", как говорил о них П.И.Чайковский). Лирика Брамсаносит возвышенно-философский характер.
       В жанре симфонической музыки Брамс является продолжателем традиций Бетховена. Еще Г.Бюлов назвал 1-ю симфонию Брамса "десятой симфонией Бетховена". Симфонические произведения Брамса, среди которых на первое место нужно поставить симфонии, особенно 4-ю, отличаются монументальностью, завершенностью и стройностью формы, классической ясностью, полнозвучной инструментовкой. Широчайшее распространение получил его скрипичный концерт, вошедший в сокровищницу мировой музыкальной литературы наряду с лучшими произведениями этого жанра - концертами Бетховена, Мендельсона, Чайковского. Прекрасный пианист, Брамс создал ряд глубоко вдохновенных произведений для фортепиано, отличающихся романтическим характером и продолжающих традиции Шуберта и Шумана.
       Брамс - выдающийся национальный художник немецкого народа. Его музыка насыщена глубоким жизненным содержанием и утверждает реалистические принципы народности искусства. Расходясь во взглядах на искусство со своими современниками Вагнером и Листом, Брамс не испытывал тяготения к программной музыке. В связи с этими расхождениями в свое время возникла острая полемика между так называемыми "брамсианцами" и "вагнерианцами"; первые резко противопоставляли творчество Брамса творчеству Листа и Вагнера. В действительности же для такого противопоставления не было оснований, так как Брамс, Лист и Вагнер - каждый по-своему - внесли ценнейший вклад в музыкальную культуру второй половины 19в.
       Соч.: для оркестра - 4 симфонии (1853-76, 1877, 1883, 1885), 2 серенады (1858, 1860), Вариации на тему И.Гайдна (1873), Академическая праздничная увертюра (1880), Трагическая увертюра (1881), Венгерские танцы, 2 концерта для фортепиано с оркестром (1858 и 1881), концерт для скрипки с оркестром (1878), двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром (1887); 2 струнных секстета, фортепианный квинтет, квинтет для кларнета и струнного квартета, 2 струнного квинтета, 3 фортепианных квартета, 3 струнных квартета, 3 фортепианных трио, трио для фортепиано, скрипки и валторны, трио для фортепиано, виолончели и кларнета, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, 2 сонаты для кларнета или альта и фортепиано; пьесы для фортепиано - 3 сонаты, баллады, рапсодии, интермеццо, вариации на темы Паганини, Шумана, Генделя и др.; пьесы для фортепиано в 4 руки, в т.ч. вальсы, венгерские танцы; хоральные прелюдии, фуги для органа; Немецкий реквием (1868), кантата "Ринальдо" (1868), Рапсодия для альта и мужскою хора с оркестром (1869), "Песнь судьбы" (1871), "Триумфальная песнь" (1871), "Нения" (1881), "Песнь парок" (1882) и др. произведения для хора с оркестром, 5 мужских, 28 женских и около 40 смешанных хоров (в сопровождении фортепиано и а капелла), 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, 200 песен, сборники обработок народных песен.
       Лит.: Финдейзен Н., И.Брамс, "Русская Музыкальная Газета" 1897, №5/6;
       Шольц В., И.Брамс (Критико-биографический очерк), "Русская Музыкальная Газета" 1899, №№13-18;
       Соллертинский И., Вторая симфония Брамса, Л.,1936;
       Соллертинский И. Третья симфония Брамса, Л.,1941;
       Соллертинский И. Четвертая симфония Брамса, Л.,1940;
       Друскин М., Брамс, М., 1959;
       Гейринг К., И.Брамс, М., 1965;
       Каlbесk M., J.Brahms, Bd.1-4. В., 1904-14;
       Мау F., The Life of J. Brahms, vol.1-2, L.,1948;
       Braunstein J., Brahms thematic catalogue, NY, 1956



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:46 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"