AZ-libr.ру

информационный портал





Люлли Жан Батист [28.11.1632-22.03.1687]

Люлли (Lully, Lulli) Жан Батист (28.11.1632, Флоренция - 22.03.1687, Париж)
       - французский композитор, скрипач, дирижер, по национальности итальянец. Четырнадцатилетним мальчиком Люлли привезли в Париж, ко двору знатной дамы Монпансье, где он выполнял сначала скромную роль слуги, позже - музыканта. Здесь он обучался музыке у органистов - Метрю, Роберде и Жиго (последний был также композитором). Уже в то время Люлли прославился как замечательный скрипач.
       В 1652г. Люлли был приглашен ко двору Людовика XIV, в начале в качестве скрипача; позднее он стал руководителем созданного им оркестра - "16 скрипок короля". Одновременно Люлли выступал при дворе в качестве танцора, что отчасти предопределило его склонность к балетному жанру. Он писал музыку для руководимого им оркестра, а также сочинял танцевальные дивертисменты к спектаклям. С 1653г. Люлли - придворный композитор. В 1650-60-е гг. Люлли выступал преимущественно как автор балетной музыки. Люлли создавал комедии-балеты, оперы-балеты ("Триумф любви", 1681; "Храм мира", 1685). К 1662г. относится начало творческого содружества Люлли с Мольером. Ими созданы совместно более 10 комедий-балетов: "Версальский экспромт" (1663), "Брак поневоле" (1664), "Мещанин во дворянстве" (1670) и др. Впоследствии Люлли обращается к оперному жанру. Вероятно, на формирование оперного стиля Люлли повлияло знакомство с творчеством Ф.Кавалли, оперы которого ставились при дворе Людовика XIV. К одной из его опер, "Ксеркс", Люлли в 1660г. написал танцевальный дивертисмент. В 1672г. Люлли стал директором "Королевской академии музыки", получив преимущественное право постановки своих произведений. В оперных спектаклях Люлли принимал участие не только как композитор, но и как дирижер, режиссер, балетмейстер. Либретто к операм Люлли писал Ф.Кино. Ими создан монументальный оперный жанр "Лирическая трагедия" - пышный 5-актный придворный спектакль, включающий и балетные сцены. Опере предшествовал аллегорический пролог. В содружестве с Кино Люлли создал лирические трагедии: "Альцеста" (1674), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Прозерпина" (1680), "Персей" (1682), "Фаэтон" (1683), "Амадис" (1684), "Армида" (1686) и др. В отличие от современных ему итальянских композиторов Люлли стремился к органическому синтезу музыки и драмы. Этим он предвосхищает творчество Рамо и в особенности Глюка. Важным средством в операх Люлли являются драматически приподнятые речитативы. Балетные дивертисменты, связывая отдельные сцены, создают единство действия. Люлли по праву считается создателем классической формы французской увертюры (из трех контрастирующих частей).
       Помимо опер и балетов, Люлли писал также хоровые произведения (мотеты, Те Deum). Наряду с традиционными полифоническими приемами он использовал и гомофонно-гармонические средства. Мотеты писались, как правило, для двойного хора. Люлли новаторски трактует мотетный жанр, активно используя оркестровые звучания (вступительные ритурнели, сопровождение к хору в драматически напряженных моментах).
       В наше время, помимо отрывков из опер, исполняются преимущественно инструментальные пьесы Люлли, в частности в музыкальной педагогике (например, "Гавот").
       Полное собрание сочинений Люлли в 10 тт. издано в Париже в 1930-39гг. под ред. А.Прюньера.
       Соч.: 15 опер-балетов; около 30 балетов, в т.ч. комедии-балеты; танцевальные дивертисменты, инструментальные пьесы; произведения для хора, сольные арии, песни.
       Лит.: Асафьев Б., Люлли и его дело. "De musica", вып.2, Л., 1926;
       Роллан Р., Заметки о Люлли. "Музыканты прошлых дней", М., 1938;
       La Laurencie L. de, Lully, Р.,1911;
       Prunieres H., Lully. Biographie critique, P., 1927;
       Вorell E., J.B. Lully, P., 1949;
       J. Eppelsheim, Das Orchester in die Werken J. B. Lull is, Miinchen, 1958.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:29:44 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"