|
Обер (Auber) Даниэль Франсуа Эспри (29.01.1782, Кан, Нормандия - 12.05.1871, Париж)
- французский композитор. Уже в юношеском возрасте Обер пробовал свои силы в композиции, начав с сочинения инструментальной музыки. В 1811г. он написал первую оперу "Жюли", которую высоко оценил присутствовавший на спектакле Керубини. Вскоре Обер стал брать уроки композиции у Керубини. В 1813г. появилась новая опера Обера "Военная жизнь". Но первый значительный успех принесли ему его пятая опера "Пастушка-владелица замка" (1820) и последующая опера "Эльма" (1821). Всеобщее признание Обер получил в 1825г. после исполнения в Париже оперы "Каменщик" ("Каменщик и слесарь"). С того времени его оперы наряду с произведением Буалдьё занимают основное место в репертуаре французских театров. Постоянным либреттистом Обера стал известный драматург Э.Скриб, большой мастер занимательной интриги. Вместе со Скрибом Обер написал 37 опер (из 45). В 1829г. Обер был избран членом Института Франции; с 1842г. директор Парижской консерватории, с 1857г. - придворный дирижер.
В 1828г. на парижской сцене была поставлена историко-романтическая опера Обера "Фенелла" ("Немая из Портичи"), построенная на ярких контрастах (восстание неаполитанских рыбаков против испанского владычества). Проникнутая революционными настроениями, опера импонировала передовому слушателю, вызывая подчас манифестации на спектаклях. Так, в 1830г. представление "Фенеллы" в Брюсселе послужило одним из сигналов восстания, окончившегося отделением Бельгии от Нидерландов. В России постановка этой оперы была разрешена цензурой лишь спустя 30 лет под названием "Палермские бандиты" (1857). Наряду с появившимися в эти же годы операми "Вильгельм Телль" Россини и "Роберт-дьявол" Мейербера "Фенелла" может служить ярким образцом французской "большой оперы".
Видная роль принадлежит Обер в развитии французской комической оперы. Его оперы (даты постановок) "Фра-Дьяволо" (1830; уже в 1931 году опера была поставлена в России), "Бронзовый конь" (1835), "Черное домино" (1837), "Бриллианты короны" (1841) свидетельствуют о превосходном техническом мастерстве и большом мелодическом даровании композитора. Во многих операх Обера мелодии арий и ансамблей органично связаны с интонациями французского песенно-танцевального фольклора. "Влияние Обера в области комической оперы "было таким же огромным, как влияние Мейербера в области оперы героической" (В.Ферман). В возрасте 87 лет Обер написал свою последнюю оперу "Мечты любви". В числе его произведений опера "Черкешенка" (1861), действие которой происходит на Кавказе в среде русских офицеров.
Соч.: 45 опер, в т.ч. одна вместе с Л.Герольдом и другая с Ф.Буалдьё; 4 виолончельных концерта, скрипичный концерт; фортепианное трио и др.
Лит.: Серов А., Обер и его опера "Немая". "Критические статьи", т.II, П., 1892;
Ферман В., История новой западно европейской музыки, т.I, M., 1940 (с.294-297, 319-324);
Роugin A., Auber, Р. 1873;
Malherbe Ch.T., Auber. Biographie critique P. 1911.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|