|
Сен-Санс (Saint-Saens) Камилл (9.10.1835, Париж - 16.12.1921, Алжир)
- французский композитор, пианист, дирижер и музыкальный критик. С самого раннего детства обнаружил исключительные музыкальные способности; пяти лет начал выступать в концертах, шести лет написал свои первые сочинения, в возрасте десять лет выступил в парижском концертном зале "Плейель", исполнив с оркестром концерты Моцарта и Бетховена. После занятий с известным пианистом К.М.Стамати Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами были Ф.Бенуа (орган), Н.А.Ребер и Ж.Ф.Галеви (композиция). В 1853-77г. работал церковным органистом; одновременно в 1861-65г. преподавал игру на фортепиано в школе Нидермейера, где среди его учеников были Г.Форе и А.Мессаже. В 1871г. Сен-Санс был одним из организаторов Национального музыкального общества. Он много концертировал как пианист и затем как дирижер, исполняя преимущественно собственную музыку. В 1871г. впервые выступил в России; был в дружеских отношениях с Н.Г.Рубинштейном, по предложению которого написал 2-й фортепианный концерт. Это произведения Сен-Санс исполнял во время гастролей в России в 1875г. Сен-Санс высоко ценил русскую музыку; он познакомил парижских музыкантов с клавиром оперы Мусоргского "Борис Годунов".
С 1881г. Сен-Санс член Института Франции. В 1891г. организовал музей в Дьеппе (место рождения его отца), куда передал свои рукописи. Здесь, за несколько месяцев до смерти, 86-летний композитор выступил в последний раз, дав клавир-абенд из собственных произведений. Сен-Санс был очень плодовитым композитором, писавшим в разнообразных музыкальных жанрах. Одним из первых во французской музыке он начал сочинять программные симфонические поэмы, продолжая в этом отношении традиции Листа. Большое распространение получила "Пляска смерти" - эффектная концертная пьеса, изобретательно оркестрованная. Из других поэм более известны написанные по сюжетам античной мифологии "Прялка Омфалы" и "Фаэтон". В числе лучших симфонические произведения Сен-Санса - монументальная 3-я симфония с органом, посвященная памяти Листа. Эти сочинения созданы в 1860-80гг. - период расцвета творческой деятельности Сен-Санса. Значительный интерес представляют его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го, 5-го фортепианных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки с оркестром "Интродукция и рондо каприччиозо".
В начале 1870-х гг. Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой является "Самсон и Далила". Благодаря настоянию Листа, очень тепло относившегося к творчеству Сен-Санс, премьера оперы состоялась в 1877г. в Веймаре. Музыку Сен-Санса в Германии в прошлом столетии ценили выше, чем во Франции. В Париже "Самсон" был представлен лишь в 1892г. Вскоре опера получила мировое признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных страниц; достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на "Еврейскую вакханалию", пронизанную подлинным духом Востока.
Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции ("Рапсодия на бретонские мотивы", "Оверньская рапсодия") и других стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил свои впечатления в таких произведениях, как "Алжирская сюита", фантазия "Африка", 5-й фортепианный концерт с нубийской темой, "Ночь в Лисабоне", "Арагонская хота" и др. Национальный колорит ощущается и в "Персидских песнях", "Русском каприччио", японской опере "Желтая принцесса" и других произведениях.
Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей и книг, среди них: "Материализм и музыка" (1882), "Гармония и мелодия" (1885), "Ш.Гуно и Дон-Жуан Моцарта" (1894), "Портреты и воспоминания" (1900; наиболее известная книга Сен-Санса), а также 2 сборников стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка, Рамо, Моцарта и других. После смерти Э.Гиро Сен-Санс закончил (вернее, написал по его эскизам) оперу "Фредегонда".
Творчество Сен-Санса отличается некоторой стилистической пестротой. Его ранние произведения были написаны в стиле Мендельсона и Шумана, затем он испытал влияние Вагнера и особенно Листа; в то же время у Сен-Санса многое и от Берлиоза ("Именно Берлиоз сформировал мое поколение",- писал он) и от лирической оперы Гуно. Но, несмотря на эклектичность творчества Сен-Санса, его лучшие произведения, опирающиеся на традиции классической музыки, занимают почетное место в мировой музыкальной литературе. "Во французской музыке он - нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное. В нем представлены великий классический дух, высокая энциклопедичность музыкальной культуры..." - писал о Сен-Сансе Р.Роллан.
Соч.: оперы (даты постановок) - "Желтая принцесса" (1872), "Серебряный колокольчик" (1877), "Самсон и Далила" (1877), "Этьенк Марсель" (1879), "Генрих VIII" (1883; опера шла и в московском Большом театре), "Прозерпина" (1887), "Асканио" (1890), "Фрина" (1893), "Варвары" (1901), "Елена" (1904), "Предок" (1906), "Деянира" (1911); балет "Жавотта" (1896); для оркестра - 5 симфоний (1853, 1859, 1886 и две юношеские), симфонические поэмы - "Прялка Омфалы" (1869), "Фаэтон" (1873), "Пляска смерти" (1875), "Юность Геркулеса" (1877), "Героический марш" (1871), "Алжирская сюита" (1880), "Ночь в Лисабоне" (1881), сюита "Карнавал животных" (в нее входит пьеса "Лебедь", известная на балетной сцене как "Умирающий лебедь"), Хаванез для струннного оркестра и др.; 5 фортепианных концертов (1862, 1868, 1869" 1875, 1896), 3 скрипичных концерта (1860, 1861, 1880), 2 виолончельных концерта (1872, 1902), фантазия для фортепиано с оркестром "Африка" (1891), Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром (1863), Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром и др.; септет, фортепианный квинтет, фортепианный квартет, 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, соната для гобоя и фортепиано, соната для кларнета и фортепиано, соната для фагота и фортепиано, пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки, для 2 фортепиано, для органа; оратория "Потоп" (1876), кантаты "Свадьба Прометея" (1867), "Слава Корнеля" (1906) и др., для хора с оркестром - "Калифорния" (1915), "Гимн миру" (1919), хоры, циклы песен - "Персидские мелодии", "Красный пепел" и др.; музыка к пьесам "Антигона" Софокла (1893), "Андромаха" Расина (1903), "С любовью не шутят" А.Мюссе (1917) и др.; духовные произведения, в т.ч. "Торжественная месса" (1856), Рождественская оратория (1863), реквием (1878).
Лит.: Роллан Р., Камилл Сен-Санс. "Музыканты наших дней", М., 1938;
Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М.Друскина, М., 1938 (с.76-89);
Кремлев Ю., Камилл Сен-Санс и его эстетика, "Советская Музыка" 1955 №6;
Алексеев И., Новое о Сен-Сансе, "Советская Музыка" 1960 №10;
Catalogue general et thematique des oeuvres de C.Saint-Saens P. 1907.
Servieres G., Saint-Saens, P. (2-е изд.)1930;
Dandelоt A., La vie et l'oeuvre de Saint-Saens, P. 1930;
Chantavoine J., C.Saint-Saens, P. 1947.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|