AZ-libr.ру

информационный портал





Дебюсси Клод Ашиль [22.08.1862-25.03.1918]

Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль (22.08.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа - 25.03.1918, Париж)
       - французский композитор. Учился в Парижской консерватории у А.Ф.Мармонтеля (фортепиано) и Э.Гиро (композиция). Еще будучи учеником консерватории, Дебюсси сопровождал в качестве домашнего пианиста русскую меценатку Н. фон Мекк в ее путешествиях по Европе, провел лето 1881г. и 1882г. в имении Мекк - Браилове и в Москве. Дебюсси познакомился с произведениями Мусоргского, Римского-Корсакова, оставившими след в формировании творческих установок Дебюсси. В России он написал симфонию, считавшуюся утерянной и найденную в виде четырехручного клавира (издана в 1933г. в СССР), сделал фортепианное переложение трех танцев из балета Чайковского "Лебединое озеро", изданное Юргенсоном в Москве. В 1884г. при окончании консерватории Дебюсси получил Римскую премию за кантату "Блудный сын" и уехал на три года в Италию.
       По возвращении в Париж Дебюсси примкнул к литературному кружку символистов, возглавляемому поэтом С.Малларме; опубликовал свои первые фортепианные и вокальные произведения. Поиски новых звукосочетаний характерны уже и для этого периода творчества композитора. Особенно выделяются в этом отношении пьесы для фортепиано - "Арабески", "Бергамасская сюита", романсы - "Забытые ариетты", "Пять поэм Бодлера". Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма, положили начало направлению импрессионизма в музыке.
       1890-е годы - расцвет творчества Дебюсси; в этот период он создает симфонический прелюд по стихотворению Малларме "После полуденный отдых фавна", оркестровый триптих с литературной программой "Ноктюрны" ("Облака", "Празднества", "Сирены"; 1897-99гг.), музыкальную драму "Пеллеас и Мелизанда" (постановка 1902гг., Париж) по пьесе бельгийского драматурга-символиста М.Метерлинка. В этих сочинениях Дебюсси находит новые формы выражения, свой характерный музыкальный язык, отличающийся своеобразием, красочностью образов, изысканными гармониями и ритмами, тонкой, оригинальной оркестровкой.
       В последующих сочинениях Дебюсси развивает свои новаторские приемы. Светлые, спокойные тона начинают преобладать в его творчестве. Он создает колоритные звуковые пейзажи - три симфонических эскиза "Море" (1905), навеянную картинами испанского праздника "Иберию", наконец, знаменитые 24 прелюдии для фортепиано (1910-13), открывшие новые перспективы в развитии фортепианной музыки. Эти прелюдии с характерными названиями представляют собой импрессионистские звуковые картины природы, передают впечатления от сказочных образов, танцевальных сцен и др.
       Значительное место в творчестве Дебюсси занимает вокальная музыка. В своих романсах и песнях он придавал большое значение слову; отсюда естественность и непринужденность вокальной мелодии, подчас близкой интонациям человеческой речи. Некоторые произведения Дебюсси в этом жанре выдержаны в старофранцузском национальном характере, как, например, его вокальные циклы на тексты старинных французских поэтов.
       Среди камерных сочинений Дебюсси широкой известностью пользуется его струнный квартет. Большой интерес представляют написанные им в последние годы жизни три сонаты для различных инструментов и фортепиано.
       С 1910 Дебюсси выступал как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913г. он посетил также Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром Кусевицкого в Петербурге и Москве.
       Дебюсси много сотрудничал в газетах и журналах в качестве музыкального критика; его критические статьи собраны в книге "Господин Крош - антидилетант".
       Творчество Дебюсси, виднейшего представителя музыкального импрессионизма, оказало большое влияние на музыку начала 20в.
       Соч.: (кроме упомянутых): балеты - "Игры" (1912), "Ящик с игрушками" (1913, для фортепиано в 4 руки. Шел на советской сцене), "Камма" (1912, закончен Ш.Кёкленом); для оркестра - сюита "Весна" (1887), циклы "Море" (1905), "Образы Жига" (1909), "Иберия" (1906), "Весенние хороводы" (1910); фантазия для фортепиано с оркестром (1904); рапсодия для кларнета с оркестром (1910), 2 танца для арфы и струнного оркестра (1904); струнный квартет, соната для виолончели и фортепиано, соната для скрипки и фортепиано, соната для флейты, альта или гобоя и арфы, рапсодия для саксофона и фортепиано (оркестрована Ж.Роже-Дюкасом); пьесы для фортепиано - "Эстампы", "Образы" (в 2 тетрадях), "Детский уголок", 12 этюдов; Маленькая сюита для фортепиано в 4 руки, "Белое и черное" для 2 фортепиано; кантаты "Блудный сын" (1884) и "Дева-избранница" (1888); мистерия "Мученичество святого Себастьяна" (на слова Г. д'Аннунцио; 1911); музыка к трагедии У.Шекспира "Король Лир" (1899); песни и романсы - "Песни Билитис", "Галантные праздники" (в 2 сериях) и др.
       Лит.: Альшванг А., К.Дебюсси, М.1935;
       Альшванг А., Произведения К.Дебюсси и М.Равеля, М., 1963;
       Роллан Р., "Пеллеас и Мелизанда" К.Дебюсси. "Музыканты наших дней", М.-Л., 1938;
       Катала Ж. Заметки об эстетике Дебюсси, "Совеьская Музыка" 1955, №1;
       Крейн Ю., Симфонические произведения К.Дебюсси, М., 1962;
       Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963;
       Мартынов И., Дебюсси, М., 1964;
       Кремлев Ю., К.Дебюсси, М., 1964;
       Revue Musicale 1926, №5 (Номер посвящен Дебюсси);
       Vаllas L., Les ldees de Cl.Debussy, P., 1936;
       Lalоу L., Cl. Debussy, P., 1936;
       Vallas L., Cl. Debussy et son temps, P., 1944.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:27:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"