|
Малипьеро (Malipiero) Джан Франческо (р. 18.03.1882, Венеция)
- итальянский композитор и музыковед. Родился в семье музыканта. Композицию изучал в Вене, Венеции и Болонье. С 1913г. жил в Парме, где в 1921-23гг. преподавал композицию в консерватории. С 1936г. директор музвкального института в Падуе; с 1939г. директор Венецианской консерватории. Малипьеро - автор книг по музыке: "Оркестр", "Театр", музыкально-критических статей, а также монографий о Стравинском, Монтеверди, Вивальди. Под редакцией Малипьеро выпущено полное собрание сочинений Монтеверди в 16 тт. (1926-42).
Творчество Малипьеро сформировалось, с одной стороны, под воздействием старинной итальянской музыки, а с другой - под влиянием французского импрессионизма. Малипьеро - очень продуктивный композитор, обращающийся ко всем музыкальным жанрам. Малипьеро сам пишет либретто для своих опер (композитор называет их "музыкальные драмы", "музыкальные комедии", "драматическое воплощение" и т.д.) на сюжеты преимущественно из жизни средневековой Италии. Произведения Малипьеро свидетельствуют о его высоком профессиональном мастерстве. Интонационно-ладовую основу ряда составляет итальянская народная музыка.
Соч.: оперы (даты постановок) - "Каносса" (1914), "Сон осеннего заката" (по Г. д'Аннунцио, 1914), трилогия "Орфеиды" ("Смерть масок", "Семь песен"; "Орфей, или Восьмая песня"; 1925), трилогия "Комедии Гольдони" ("Кофейня", "Синьор Тодеро-брюзга", "Кьоджинские перепалки"; 1926), "Филомела и очарованный ею" (1925), Семь ноктюрнов для сцены - "Ночной турнир" (постановка 1931г.), трилогия "Венецианская мистерия" ("Аквильонские орлы", "Лжеар лекин", "Вороны святого Марка"; 1932), "Мерлин, органный мастер" (1934), "Блудный сын" (на сюжет Л.Пиранделло, 1934), "Юлий Цезарь" (по У.Шекспиру, 1936), "Антоний и Клеопатра" (обе по У.Шекспиру, 1938), "Гекуба" (по Еврипиду, 1941), Фантазия в манере Калло (по Э.Т.А.Гофману, 1951), "Веселая компания" (1950), "Небесные и адские миры" (1950), "Донна Уррака" (1954), "Плененная Венера" (1957), "Дон-Жуан" (по А.С.Пушкину, 1964) и др.; балеты (даты постановок) - "Маскарад плененной принцессы" (1924), "Пантея" (1932), "Новый мир" (1951), "Страдивари" (1958); для оркестра - симфонии "Морская" (1906), "Симфония молчания и смерти" (1908), №1 - в 4 частях, подобных временам года (1934), №2 - "Элегическая" (1936), №3 - "Колокола" (1945), №4 - "Памятник" (1948), №5 - "Концертная" (1947), №6 - "Для струнных" (1949), №7 - "Канцона" (1949), №8 - "В одном ритме" (1951), №9 - "Зодиак" (1952); "Трагический дифирамб" (1917), "Армения" (1917), "Перерывы молчания" (1917), 3 цикла "Правдивые впечатления" (1918, 1920, 1923), "О рыцарской сказке" (1920), "Чимарозиана" (1922), сюита "Изгнание героя" (1930). Концерты для оркестра (1931), Гимны (1932), 7 инвенций (1933), 4 инвенции (1936), "Фантазия будней" (1954); Вариации без темы для фортепиано с оркестром (1924), скрипичный концерт (1933), 4 фортепианных концерта (1934, 1938, 1949, 1951), виолончельный концерт (1938), концерт для 3 инструментов (фортепианное трио) с оркестром (1939), концерт для фортепиано с оркестром (1957); 7 струн, квартетов, соната для 5 (инструментов), соната для 3 инструментов, фортепианные пьесы (миниатюры); мистерия "Святой Франциск Ассизский" (1920), кантата "Принцесса Улалия" (1926), оратории - "Вечеря" (1927), "Страсти" (1935), и др.; месса (1938), произведения для голоса с оркестром, песни; транскрипции произведений Б.Марчелло, Дж.Тартини, Б.Галуппи, Л.Лео, Ф.М.Верачини, К.Монтеверди и др.
Лит.: Malipiero G.F., Cosi va lo mondo (1922-45), Milano 1946 (автобиография);
Gatti G. M., L'opera di G. F. Malipiero, Treviso 1952;
Labroca M., J. F. Malipiero. Venezia - R. 1957.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|