|
Кодай, Кодаи (Kodaly) Золтан (16.12.1882, Кечкемет - 6.03.1967, Будапешт)
- венгерский композитор, фольклорист и дирижер. Музыкальное образование получил в Будапештской консерватории, у Я.Кеслера (композиция). Одновременно Кодаи окончил философский факультет университета (его диссертация - "Структура строф венгерской народной песни"). С 1917г. вел в консерватории класс композиции. Педагогическую работу Кодаи сочетал с музыкально-научной и критической, а также с исполнительской, дирижируя собственными произведениями. В 1943г. был избран членом Венгерской академии наук, а в 1946-49гг. был ее президентом.
Наряду с Бартоком Кодаи является виднейшим венгерским музыкальным деятелем, сыгравшим значительную роль в культурной жизни страны. Еще студентом Кодаи приступил к собиранию и изучению национального фольклора; большое внимание он обращал на крестьянские песни своей родины. В собранных и обработанных им народных песнях (около 3500) Кодаи продемонстрировал глубокое понимание духа венгерской народной музыки.
К наиболее известным произведениям Кодаи относится опера на венгерский национальный сюжет "Хари Янош" (постановка 1926г., Будапешт), исполняющаяся и на советской сцене. Особенной популярностью пользуется сюита из этой оперы, "Танцы из Марошсека" (1930), "Танцы из Таланты" для оркестра (1933), "Симфонические вариации" (1939, цикл оркестровых миниатюр на тему венгерской народной песни "Лети, павлин"), хоровая сюита "Каллаи кеттеш" ("Парный танец из Каллаи", 1950). Из монументальных композиций Кодаи широкое распространение в стране получило одно из лучших современных хоровых произведений - "Венгерский псалом" для хора и оркестра, написанный к 50-летию объединения городов Буды и Пешта (1923).
Своими симфоническими и вокальными произведения Кодаи обогатил венгерскую музыкальную культуру и оказал значительное влияние на всё дальнейшее развитие национального музыкального искусства. "Если меня спросят,- писал в 1928 Б.Барток,- в каком произведении венгерский дух выразился полнее и яснее всего, то я должен ответить, что это осуществилось в творчестве Кодая. Эти произведения - откровение венгерской души".
Кодаи трижды - в 1948, 1952, 1957 - получил премии им.Кошута. Со дня организации общества "Венгрия - СССР" (1958г.) Кодаи был председателем его музыкальной секции. Он является автором многих теоретических трудов в области национальной музыкальной фольклористики; среди них - монография "Венгерская народная песня" (1952).
Соч.: (кроме упомянутых): оперы, в т.ч. (даты постановок) - "Секейская прядильня" (1932), "Чинка Панна" (1948); для оркестра - симфония (1960), "Летний вечер" (1906, 2-я ред. 1930), Театральная увертюра (1927; первоначально была задумана как увертюра к опере "Хари Янош"), концерт (1940); концерт для альта с оркестром (1947); 2 струнных квартета, серенада для 2 скрипки и альта, соната для виолончели и фортепиано, соната для виолончели соло, дуэт для скрипки и виолончели и пьесы для фортепиано; хоры с оркестром и без сопровождения, песни; педагогические произведения.
Лит.: Золтан Кодай. К 70-летию великого венгерского композитора Будапешт, 1952, (сб. на русском языке);
Szabоlсsi В. es Вагtha D., Kodaly. Emlekkonyv, Budapest 1953 (сб. статей, посвященный 70-летию композитора);
Е?гze L., Kodaly Zoltan elete es munkassaga, Budapest 1956 (с библиографией и нотографией сочинений Кодаи);
Kodaly octogenano sacrum, Budapest 1962;
Joung P., Z. Kodaly., L., 1964.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|