Малер Густав [07.07.1860-18.05.1911]

Малер (Mahler) Густав (7.07.1860, Калишт, Чехия - 18.05.1911, Вена)
       - австрийский композитор и дирижер. Посещал гимназию в Йиглаве, а затем в Праге. Слушал игру бродячих музыкантов, народные песни и солдатские марши; все это стало впоследствии интонационной основой музыки Малера. Музыкальное образование получил в Венской консерватории, где занимался у Ю.Эпштейна (фортепиано), Р.Фукса (гармония) и Т.Кренна (композиция); одновременно слушал в Венском университете лекции по гармонии А.Брукнера.
       Дирижерская деятельность Малера началась в 1880г. в Галле. В 1881г. он дирижировал в Любляне, а в 1882г. в Оломоуце. С 1886г. он был ассистентом А.Никиша в Лейпцигской опере. С 1888г. руководил оперным театром в Будапеште, в 1891-97гг. в Гамбурге. Одновременно выезжал в другие города и страны, дирижируя симфоническими концертами и оперными спектаклями. В 1897-1907гг. возглавлял Венскую оперу, пережившую при Малере свой расцвет. Здесь Малер осуществил постановки опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, Россини, Верди, Пуччини, Сметаны и др.; впервые в Вене исполнял оперы Чайковского ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта"). Малер был неутомимым пропагандистом оперной и симфонической музыки Чайковского. Борьба Малера против рутины в оперном театре за высокую художественную культуру спектакля вызвала оппозицию со стороны консервативно настроенных артистов и администрации. Закулисные интриги заставили Малера уйти в отставку. Начиная с 1908г. Малер дирижировал преимущественно симфоническими концертами в разных странах Европы и в США; он неоднократно посещал Петербург и Москву. Малер был гениальным дирижером, создателем большой дирижерской традиции; подчеркивая в исполняемой музыке драматизм, высокий пафос, сохранял в то же время верность авторской партитуре.
       С дирижерской деятельностью Малера связано его симфоническое творчество, в котором преобладают трагедийные концепции. Автор 10 симфоний и ряда вокально-симфонических сочинений, он был художником-гуманистом, находившимся в оппозиции к буржуазной действительности. "Для меня написать симфонию - это значит всеми средствами современной музыкальной техники построить мир", - говорил сам композитор. В стремлении демократизировать симфонию, сделать ее достоянием миллионных масс слушателей Малер вводил в нее напевы народно-бытового происхождения. Для некоторых симфоний он привлекал громадный оркестр, хор и солистов, как, например, для 8-й симфонии, получившей название "Симфонии тысячи участников". Стремясь внушить слушателям правду о глубоких противоречиях жизни, обнажить ее уродливые стороны, он доводил музыку (особенно в трагических кульминациях) до исступленности, с чрезвычайным заострением гармонических, полифонических и оркестровых средств или создавал мрачный гротеск. Подчас эта заостренность музыкального языка, сложность оркестрово-полифонической ткани, обусловленная стремлением воплотить большие философские идеи, сочетаются у Малера с простыми народно-песенными и танцевальными эпизодами. В этом своеобразие малеровского стиля.
       Симфонии Малера нередко связаны с его вокальными циклами. Так, музыкальным материалом для 1-й симфонии послужили песни из цикла "Песни странствующего подмастерья" на слова самого композитора; во 2-ю симфонию (написанную с участием смешанного хора и альта соло) вошли песни из цикла "Чудесный рог мальчика" на слова Л.Й.Арнима и К.Брентано; в 5-й и 6-й симфониях использованы отдельные интонационные обороты из цикла "Песни об умерших детях" на слова Ф.Рюккерта.
       В первых четырех симфониях Малера значительное место занимают романтические образы природы; в них наряду с трагедийным пафосом есть еще светлые настроения; жизнерадостным характером отличается 4-я симфония, заканчивающаяся песней для сопрано на слова "Чудесного рога мальчика". Ощущение трагического краха утопической мечты Малера приводит к изменению мира образов и настроений в его последующих симфониях. Музыка в них становится судорожной, драматически напряженной, усиливается ее гротесковость, бытовые темы приобретают порой искаженный, пародийный облик. Глубоким пессимизмом овеяны 6-я симфония и "Песнь о земле".
       Грандиозность идейных замыслов, высокий моральный пафос, яркая выразительность тематизма, исключительное оркестровое мастерство делают Малера одним из крупнейших европейских симфонистов.
       Во многих странах проходили фестивали музыки Малера. В 1955г. в Вене организовано интернациональное общество для пропаганды его произведений.
       Соч.: для оркестра - 10 симфоний (1888, №2 с солистами и хором - 1894, №3 с солисткой и хором - 1895, №4 с солисткой - 1900, 1902, 1904, 1905, №8 с 8 солистами и хором - 1907, 1909, №10 не окончена, сохранились 2 части); для голосов с оркестром - симфония-кантата "Песнь о земле" (1908), "Жалобная песня" (1880-99), "Песни странствующего подмастерья" (4 номера; 1885), "Чудесный рог мальчика" (10 номеров; 1888), "Песни об умерших детях" (1904); песни для голоса с фортепиано; обработка опер К.М.Вебера "Три Пинто" и "Оберон".
       Лит.: Густав Малер. Письма. Воспоминания, М., 1964;
       Соллертинский И., Г. Малер, Л., 1932;
       Рубин М., Г.Малер - композитор-гуманист, "Советская Музыка" 1958, №7;
       Нестьев И., Заметки о Малере, "Советская Музыка" 1960, №7;
       Майер Э., Г.Малер, "Советская Музыка" 1961, №5;
       Adler G., G.Mahler, W. 1911;
       Stefan P., G. Mahler. Eine Studie uber Personlichkeit und Werk, Munchen 1921;
       Mahler A., Ennnerungen und Briefe, Amsterdam 1940;
       Mitchell D., G.Mahler. Vol.1. The early years, L. 1958;
       Cardus N., G. Mahler, L. 1965.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:24:00 UTC