|
Штраус (Strauss) Рихард (11.06.1864, Мюнхен - 8.09.1949, Гармиш, близ Мюнхена)
- немецкий композитор и дирижер. Сын известного валторниста. С 4 лет обучался игре на фортепиано и скрипки. Теорию музыки и инструментовку изучал под руководством Ф.В.Мейера. Уже в юношеском возрасте Штраус сочиняет две симфонии, написанные под влиянием Мендельсона. В 1884г. произошла встреча Штрауса с выдающимся дирижером и пианистом X.Бюловым. Бюлов привлек Штрауса к работе в оркестровой капелле в Мейнингене, что способствовало развитию дирижерского мастерства Штрауса. В формировании музыкальных-эстетических взглядов Штрауса большое значение имела дружба с А.Риттером - дирижером, композитором и поэтом, страстным поклонником и пропагандистом Вагнера. Штраус становится на путь развития традиций программного симфонизма Листа и музыкальной драмы Вагнера.
Под влиянием первой поездки в Италию в 1886г. Штраус пишет симфоническую фантазию "Из Италии", в которой обнаруживает высокое оркестрово-колористическое мастерство. В последующие годы Штраус создает ряд программных симфонических поэм: "Дон Жуан" по поэме Н.Ленау (1888), "Смерть и просветление" по стихотворению А.Риттера (1889), "Макбет" по трагедии У.Шекспира (1890). В начале 1890-х гг. Штраус совершает поездки в Грецию, Египет, Сицилию. Там он работает над первой своей оперой "Гунтрам" на рыцарско-религиозный сюжет (постановка 1894; 2-я ред. постановка 1940г.). В этом сочинении заметно сильное влияние Вагнера.
В последующие годы Штраус продолжает создавать программные симфонические поэмы. Он пишет поэмы "Тиль Уленшпигель" ("Веселые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895; по фламандской легенде), "Так говорил Заратустра" (1896, по философскому произведению Ф.Ницше), "Дон-Кихот" (1898) с солирующей виолончелью, "Жизнь героя" (1899) и др. Штраус ведет интенсивную дирижерскую деятельность: в Байрёйтском театре он дирижирует оперой Вагнера "Тангейзер", в Мюнхенском - моцартовским оперным циклом. В 1896г. Штраус совершил первую поездку в Россию. Как дирижер он выступал также в Нидерландах, Испании, Бельгии, Англии, Франции, Швейцарии. В 1898-1918гг. Штраус состоял главным дирижером Берлинской оперы, где осуществил постановку тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга".
В 1905г. в Дрездене впервые поставлена опера Штрауса "Саломея" по драме О.Уайльда на библейский сюжет, а в 1909г. там же - опера "Электра" на сюжет античного мифа (либретто Г.Гофмансталя). В другом роде комическая опера Штрауса "Кавалер роз" на текст Гофмансталя (поставленная там же в 1911г.), с блеском стилизующая венский быт 18в. К 1915г. относится сочинений "Альпийской симфонии", в которой изображается восхождение на Альпы. В 1919-24гг. Штраус - главный дирижер Венской оперы, где наряду с классическим репертуаром поставил свои оперы "Ариадна на Наксосе" (впервые в 1912г.) и "Женщина без тени" (1919). В годы гитлеровского господства Штраус оставался в Германии. Назначенный на пост президента имперской музыкальной палаты в Берлине, он в 1935г. отказался от этой должности. Конфликт между Штраусом и гитлеровским правительством возник в связи с запрещением его оперы "Молчаливая женщина", написанной в 1935г. на сюжет Стефана Цвейга - писателя еврейского происхождения.
Наиболее значительные произведения Штрауса - программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Выдающийся талант и мастерство композитора обусловили большие достоинства его музыки: связь с лучшими традициями программного симфонизма, яркость и выразительность тематизма, большой темперамент, увлекательность, ослепительность оркестрового звучания, богатство и разнообразие колорита. Но все это сочетается в ряде случаев с натуралистической внешней иллюстративностью ("Альпийская симфония", "Домашняя симфония").
Отдельные произведений Штрауса получили широкое распространение в Советском Союзе. Особенно популярны его оркестровые сочинения, симфонические поэмы "Дон Жуан" и "Тиль Уленшпигель".
Соч.: (кроме упомянутых): оперы, в т.ч. (даты постановок) - "Без огня" (1901), "Интермеццо" (1924), "Египетская Елена" (1928), "Арабелла" (комическая опера, 1933), "День мира" (1938), "Дафна" (1938), "Любовь Данаи" (1952), "Каприччио" (1942); балеты (даты постановок) - "Легенда об Иосифе" (1914), "Взбитые сливки" (1924); для оркестра - симфонии, в т.ч. ре-минор (1881), фа-минор (1884), "Домашняя симфония" (1904); симфонические поэмы: "Праздничный марш" (1876), "Праздничный прелюд" (1913), "Мюнхенский вальс" (1939-45), "Праздничная музыка к 2600-летию Японии" (1940), Дивертисмент на музыку Ф.Куперена (1942), Метаморфозы для 23 струнных инструментов (1945); скрипичный концерт (1882), 2 концерта для валторны с оркестром (1885, 1943), Бурлеска для фортепиано с оркестром (1885), концерт для гобоя с оркестром (1954), Дуэт-концертино для кларнета и фагота в сопровождении струнных и арфы (1948); 2 сонатины для 16 духовых инструментов, Серенада для 13 духовых инструментов, струнный квартет, фортепианный квартет, соната для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, пьесы для фортепиано; хоры, песни для голоса с оркестром, 26 сборника песен для голоса с фортепиано, обработки народных песен для мужского хора; обработка оперы К.В.Глюка "Ифигения в Тавриде", редакция оперы В.А.Моцарта "Идоменей".
Лит.: Соллертинский И., Симфонические поэмы Р.Штрауса, М., 1934;
Роллан Р., Р.Штраус. "Музыканты наших дней", М., 1938;
Рихард Штраус и Ромен Роллан. Переписка, выдержки из дневника, М., 1960;
Краузе Э., Р.Штраус. Образ и творчество, М., 1961;
Strauss R., Betrachtungen und Erinnerungen, Zurich 1949;
Muller von Asоw E.H., R.Strauss. Thematisches Verzeichnis, W. 1959.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|