|
Эркель (Erkel) Ференц (7.11.1810, Дьюла - 15.06.1893, Будапешт)
- венгерский композитор, дирижер и пианист. Сын и ученик церковного регента. Уже в 10-летнем возрасте помогал отцу, играл на органе. Игре на фортепиано обучался у Г.Клейна; по композиции занимался в Братиславе у К.Тураньи. Выступал как пианист. С 1827г. жил в Колошваре; в 1834г. возглавил оперную труппу, с которой выступал в Будапеште. С 1838г. дирижер вновь открывшегося Будапештского национального оперного театра; Эркель предъявлял большие требования к певцам и оркестру и вскоре ему удалось добиться высокой культуры исполнения. Уже в те годы Эркель мечтал о создании национальной оперы. В 1840г. состоялась премьера его первой оперы "Мария Батори" на сюжет из венгерской жизни. Но первой подлинно национальной венгерской оперой была "Ласло Хуньяди" Эркеля, поставленной в 1844г. и выдержавшая в 19в. в этом театре свыше 300 представлений. Это произведение отвечало патриотическим чувствам венгерского народа, а хор "Мертвец-интриган", подобно отдельным номерам из опер Верди, вызывал даже политические демонстрации против австрийцев.
В 1845г. Эркель получил премию за сочинение венгерского национального гимна. В том же году он возглавил организацию хоровых и оркестровых концертов, которые послужили основой для создания в 1853г. по инициативе Эркеля Будапештской филармонии, директором которой он состоял до 1870г. В 1875-89гг. директор, а также профессор класса фортепиано и инструментовки Национальной музыкальной академии.
В историю венгерской музыки Эркель вошел как основоположник национального оперного искусства. В своих патриотических операх он рисовал картины героической борьбы венгерского народа, который был главным действующим лицом его произведений. Национальный характер придает операм Эркеля и широкое использование популярной венгерской танцевальной формы вербункош. Наиболее известным произведением Эркеляь является романтико-героическая опера "Банк-Бан" по сюжету драмы Й.Катоны. Эркель приступил к сочинению этой оперы в 1844г., но из-за политических событий 1848г. она могла быть поставлена лишь в 1861г.. (Опера идет и на советской сцене.) Большое место в операх Эркеля занимают хоровые сцены; свежо звучит оркестр, интересно написаны композитором сольные партии флейты и кларнета, которые были предназначены для известных виртуозов братьев Допплер.
Соч.: оперы (премьеры состоялись в Будапеште), в т.ч. "Эржебет" (совместно с братьями Ф. и К. Допплер, 1857), Шарольта (1862), "Дьёрдь Дожа" (по драме М.Иокаи, 1867), "Дьердь Бранкович" (1874), "Безымянные герои" (1880), "Король Иштван" (1885); Фестивальная увертюра для оркестра (1887); Блестящий дуэт в форме фантазии на венгерские арии для скрипки и фортепиано (1857), пьесы для фортепиано; хоры, песни; музыка к пьесам.
Лит.: Александрова В., Ф.Эркель, "Советская Музыка" 1960, №11;
Ласло Ш., Жизнь Ференца Эркеля в иллюстрациях, Будапешт 1964;
Abranyi K., Erkel Ferenc elete es mukodese, Budapest 1895;
Fabo В., Erkel Ferenc emlekkonyv, Budapest 1910;
Boris F., E.Ferenc, Budapest 1954;
(сб.) Erkel Ferenc es Bartok Bela emlekere, Budapest, 1954.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|