|
Сметана (Smetana) Бедржих (2.03.1824, Литомишль - 12.05.1884, Прага)
- чешский композитор, пианист, дирижер и общественный деятель. Сын пивовара, любителя-музыканта. Сметана рано проявил выдающиеся музыкальные способности уже в 4 года он играл на скрипке, в 5-летнем возрасте участвовал в исполнении квартетов Гайдна. С 8 лет Сметана пробовал писать музыку. Первым его педагогом был Ян Хмелик, позднее обучался музыке у кантора Ф.Икавеца. Юношеские годы Сметана провел в Пльзене, где учился в гимназии. Культурная атмосфера города, бывшего в то время одним из центров просветительного патриотического "будительского" движения, способствовала развитию прогрессивных взглядов молодого Сметаны. Уже в ранних фортепианных сочинениях композитора ощутима его связь "с народным творчеством, чувствуется стремление опоэтизировать народные чешские танцы, вывести их из жанра бытовой музыки. Образцом для него служили мазурки Шопена.
Музыкальное образование Сметана продолжал в Праге, где занимался игрой на фортепиано и теорией музыки у ученика Ф.Кожелуха - Й.Прокша, известного в то время педагога и композитора. Кроме того, Сметана занимался у Ф.Листа, который помог ему впоследствии организовать собственную музыкальную школу, где Сметана до 1856г. давал уроки игры на фортепиано. В Праге композитор был связан с революционно настроенной молодежью и состоял членом прогрессивного общества "Согласие". Во время революционных событий 1848-49гг. Сметана написал "Марш студенческого легиона Пражского университета", "Марш национальной гвардии", "Песню свободы" и др. В 1849г. Сметана закончил первое крупное оркестровое произведение "Торжественная увертюра".
В 1848г. Сметана женился на Катержине Коларж, ставшей его верным другом и помощником. В 1856г. Сметана переехал в Гетеборг (Швеция), где давал уроки игры на фортепиано, был дирижером филармонического общества, выступал как пианист. Живя вдали от родины, Сметана продолжал интересоваться чешской культурой. Он создает симфонические поэмы "Ричард III" (по У.Шекспиру, 1858), "Лагерь Валленштейна" (по Ф.Шиллеру, 1859), "Ярл Гакон" (по А.Эленшлегеру, 1861). Интерес, который "будители" проявляли к Шекспиру, не мог не отразиться на творчестве молодого композитора; драма Шиллера была для него одновременно и эпизодом из чешской истории; произведения датчанина А.Эленшлегера привлекло его внимание тираноборческими мотивами. Эти симфонические поэмы еще не обнаруживают индивидуального стиля Сметаны-симфониста, но их объединяет высокое идейное содержание. Годы, проведенные вдали от родины, были для Сметана очень тяжелыми: перед отъездом в Гетеборг он потерял маленькую дочь (его переживания отразились в фортепианном трио соль минор), а в 1859г. на пути в Прагу, в Дрездене, умерла его жена. В 1861г. Сметана возвратился в Чехию.
Сметана решил обратиться к оперному жанру в то время, когда оперы Ф.Шкроупа, Й.Мацоурка и 3.Скугерского, ставившиеся на сцене "Временного театра" в Праге, уже не удовлетворяли чешскую публику. Первое оперное произведение Сметана "Бранденбуржцы в Чехии" (постановка 1866г.), написанное по мотивам одноименного рассказа Й.К.Тыла и его же "Истории города Праги", стало событием в чешском театральном искусстве. Сюжет из национальной истории, высокий патриотизм, народные песенные традиции были по достоинству оценены современниками. "Сметана призван трудами своими заложить фундамент здания, которое со временем будет называться "чешской оперой", - писал Ф.Пивода, критик и общественный деятель.
В 1866г. Сметана закончил партитуру "Проданной невесты" (постановка 1866г., Прага), в которой еще более ощутим чешский колорит. Эта опера утвердила национальные оперные традиции, она стала одной из самых известных чешских опер и обошла все сцены мира. Следующая опера Сметана - "Далибор" (постановка 1868г.) была первой чешской музыкальной трагедией; оперой "Либуше" (1872, постановка 1881г.) начался эпический жанр чешской оперной классики.
Сметана не оставлял концертной деятельности. В 1861г. он совершил поездку в Германию и Нидерланды, исполняя произведения Шопена, Шумана, Листа и свои собственные. Сметана продолжал и музыкально-общественную деятельность. В 1863г. он возглавил знаменитый мужской хор "Глагол Пражский". Композитор принимал участие в деятельности "Умелецкой беседы" - общества, объединявшего чешских музыкантов, художников и писателей, и был председателем его музыкальной секции. Не меньшее внимание он уделял музыкально-критической деятельности, выступая со статьями в пражской прессе. В 1866-74гг. Сметана состоял главным дирижером Временного театра. Этот период был началом подъема музыкального театра Чехии. Сметана пропагандировал русскую музыку в Чехии, он исполнял произведения Глинки и Даргомыжского, посвящая их творчеству музыкально-критические статьи.
В начале 1870-х гг. у Сметана появились первые симптомы болезни, которые в октябре 1874г. привели к полной глухоте. Сметана не мог больше работать в театре, оставил Прагу и поселился в деревне Ябкице. Здесь он, несмотря на глухоту, снова вернулся к любимому оперному жанру. Из последних произведений Сметана наибольший успех выпал на долю оперы "Поцелуй" (постановка 1876г.) и симфонического цикла "Моя родина" (1874-79), из которого Сметана не слышал уже ни одного звука. Цикл "Моя родина", состоящий из шести поэм - "Вишеград", "Влтава", "Шарка", "Из чешских лесов и полей", "Табор", "Бланик",- является одним из лучших произведений чешской симфонической классики.
Сметана был первым чешским композитором, в творчестве которого в полной мере проявились демократические традиции национального чешского искусства. С его именем связано создание чешской оперной классики. Его оперы, особенно "Проданная невеста", идут во многих странах. Сметана очень популярен и в Советском Союзе, где исполняются его оперы, инструментальные и вокальные произведения.
Соч.: (кроме упомянутых): оперы (впервые все поставлены в Праге), в т.ч. (даты постановок) - "Две вдовы" (1874), "Тайна" (1878), "Чертова стена" (1882), "Виола" (по У.Шекспиру, не окончена, постановка 1924г.); для оркестра - Триумфальная симфония (1854), симфонические поэмы, в т.ч. "Пражский карнавал" (1883); 2 струнных квартета, фортепианное трио, пьесы для фортепиано, - 5 вальсов, багатели, экспромты, 4 польки, Макбет и ведьмы, Мечты, Чешские танцы, Листки из альбома и др.; для хора с оркестром - "Чешская песня" (1868), "Песнь о море" (1877), "Молитва" (1880) и др.; песни.
Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М., 1951;
Гулинская 3., Б.Сметана, М., 1959;
Мартынов И., Б.Сметана, М., 1964;
Hostinsky О., Smetana a jeho boj о moderni Ceskou hudbu, Praha (2-е изд.) 1944;
Nejedlу Z., B.Smetana, 7t., Praha 1950-54;
Bartos F., Smetana ve vzpominkach a dopisech, Praha, 1954.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|