|
Вагнер (Wagner) Рихард (22.05.1813, Лейпциг - 13.02.1883, Венеция)
- немецкий композитор. С детских лет Вагнер жил в семье, в которой музыка и театр играли большую роль. Он участвовал в детских спектаклях, увлекался Шекспиром, сам сочинял стихи и пьесы. Будучи студентом философского факультета Лейпцигского университета, Вагнер начал систематически заниматься музыкой; его учителями были X.Мюллер (фортепиано) и Т.Вейнлиг (композиция). Первые произведения Вагнер - фортепианная соната, 4 увертюры для оркестра, симфония До мажор, несколько композиций к "Фаусту" Гёте, струнный квартет. К 1833г. относятся эскизы задуманной, но не законченной оперы "Свадьба", а в 1834г. Вагнер написал свою первую оперу "Феи" (постановка 1888г.) по пьесе К.Гоцци "Женщина-змея". В том же году он переехал в Магдебург, где работал дирижером оперного театра. Здесь он сочинил оперу в итальянском стиле "Запрет любить" (постановка 1836г.) на сюжет шекспировской комедии "Мера за меру". В 1836г. Вагнер работает дирижером оперного театра в Кенигсберге, а в следующем году - в Риге. В 1839г. Вагнер переехал в Париж; здесь он испытывал материальные затруднения, терпел нужду, часто голодал. Но и в таких тяжелых условиях Вагнер не прекращал творческой деятельности. В Париже он сочинил увертюру "Фауст", закончил начатую в Риге "большую оперу" "Риенци", по сюжету романа Э.Булвер-Литтона, и написал оперу "Летучий голландец". Разочаровавшись в Париже, о котором он столько мечтал, Вагнер в 1842г. уехал на родину, в Германию. В Дрездене ему удалось осуществить постановку оперы "Риенци". Здесь же в 1843г. он поставил оперу "Летучий голландец" ("Моряк-скиталец") и получил звание саксонского королевского придворного капельмейстера. Написанная на основе народной легенды и новеллы Гейне, опера "Летучий голландец" завершает собой первый, романтический период творчества Вагнера и знаменует его вступление на путь смелого новаторства. Почти полное отсутствие замкнутых и изолированных номеров, установление смысловой взаимозависимости между музыкальными темами посредством лейтмотивов, получивших столь широкое распространение в последующих операх Вагнера, - все это отличает оперу "Летучий голландец" от оперных произведений того времени. В музыке оперы звучит страстный протест против своекорыстия и эгоизма, ее отличает правдивость выражения переживаний действующих лиц.
Новый этап творчества Вагнера составляют 1840-е гг., когда он создал оперы "Тангейзер" (постановка 1845г., Дрезден) и "Лоэнгрин" (постановка 1850г., Веймар) по мотивам средневековых германских и романских сказаний. Эти произведения героико-романтического характера положили начало реформе Вагнера в области оперного искусства. Он стремился к созданию музыкальной драмы, которую можно было противопоставить итальянской и французской "большой опере" с ее внешними эффектами, с ее разрывом между музыкой и действием. Вагнер считал, что композитор и драматург должны быть объединены в одном лице, и уже с оперы "Риенци" он сам писал либретто для всех своих опер. "Лоэнгрин" по существу является первой музыкальной драмой Вагнера. Идея лейтмотивов получила в этой опере свое дальнейшее развитие, большая роль была отведена оркестру.
Участник дрезденского (майского) восстания 1849г., Вагнер вынужден был эмигрировать за границу. Он поселился в Швейцарии и здесь в ряде своих теоретических трудов ("Искусство и революция" (1849), "Опера и драма" (1851) изложил свои эстетические взгляды. Он ставил вопрос о правильном взаимоотношении между музыкой и драмой, требовал полного соответствия словесного материала, его музыкального выражения и действия, утверждал доминирующее значение оркестра в опере. В своих теоретических трудах Вагнер высказывал прогрессивные мысли о связи искусства с жизнью, разоблачал лицемерие буржуазной цивилизации. Вместе с тем эти труды страдают известным схематизмом, идеалистическим отношением к легендарным сюжетам-мифам, в чем сказались свойственные Вагнеру той поры тенденции мелкобуржуазного анархизма.
В конце 1850-х гг. Вагнер дирижировал собственными произведениями в Лондоне, Брюсселе, Париже. Постепенно он отошел от прежних передовых взглядов и увлекся песси мистической философией Шопенгауэра. В 1858-59гг. Вагнер создал оперу "Тристан и Изольда" на сюжет одноименного романа 13в. В этой опере, представляющей важный шаг вперед в области гармонии и эмоциональной выразительности, уже сказался, однако, отказ Вагнера от его революционных убеждений. В 1861г. Вагнер был амнистирован и получил разрешение вернуться на родину. В 1852г., живя в Бибрихе, он начал работу над одним из лучших своих произведений - комической оперой "Нюрнбергские мейстерзингеры" (постановка 1868г., Мюнхен); написанная на историко-бытовой сюжет, отличающийся глубокой народностью, опера захватывает слушателя своей сочной, жизнеутверждающей музыкой, реалистически обрисованными народными типами и характерами. Реформаторская деятельность Вагнера в области оперы получила свое окончательное завершение в его грандиозном творении - тетралогии "Кольцо нибелунга". Это цикл из четырех музыкальных драм, написанных на основе германо-скандинавского мифа о нибелунгах: "Золото Рейна" (1869, Мюнхен), "Валькирия" (1870, Мюнхен), "Зигфрид", "Гибель богов" (обе 1876г., Байрёйт).
Работу над тетралогией Вагнер прервал для гастрольных поездок по Европе. Он выступал в различных странах, в т.ч. в России (1863). В Петербурге и Москве Вагнер с большим успехом дирижировал концертами из своих произведений. Эти концерты подготовили и первую постановку в Петербурге в 1866г. вагнеровской оперы "Лоэигрин".
В 1871г. Вагнер переехал в Байрёйт. При содействии друзей и поклонников Вагнер, создавших "Вагнеровское общество", в Байрёйте был построен театр, предназначенный для постановки "Кольца нибелунга". Первая постановка всей тетралогии состоялась в этом театре в 1876г..
В конце 1870-х гг. Вагнер написал свою последнюю оперу "Парсифаль" (постановка 1882г., Байрёйт), названную композитором "торжественной сценической мистерией". При всех выдающихся музыкальных достоинствах опера по социальному содержанию является отражением реакционно-мистических взглядов В. последнего периода его жизни.
После смерти Вагнера в Байрёйте продолжались систематические постановки его опер. Они ставятся там и поныне.
Вагнер вошел в историю музыки как великий оперный реформатор. Он стремился к полному, органическому синтезу музыки и драмы, музыки и поэзии. Это стремление привело Вагнера к отказу от привычных форм законченных оперных номеров, к преобладанию речитативного начала, которое Лист назвал "доведенным до совершенства великим декламационным стилем", привело к системе мелодий-характеристик - "лейтмотивов", сопровождающих основные образы, передающих идеи, взаимоотношения действующих лиц. В то же время Вагнер несколько преуменьшал роль вокальных партий. "Все, что нас восхищает в Вагнер, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки",- писал Чайковский. Русские композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков и некоторые др., признавая большие гармонические и оркестровые достижения Вагнера, критически от носились к его музыкально-драматургической концепции. Тем не менее значение Вагнера в истории музыки исключительно велико. Он оказал влияние не только на развитие музыкального театра, но и на некоторые принципы программного симфонизма.
Соч.: оперы (даты постановок) - "Феи" (1888), "Запрет любить" (1836), "Риенци" (1842), "Летучий голландец" (1843), "Тангейзер" (1845), "Лоэнгрин" (1850), "Тристан и Изольда" (1865), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868), "Золото Рейна" (1869), "Валькирия" (1870), "Зигфрид" (1876), "Гибель богов" (1876), "Парсифаль" (1882), для оркестра - симфония (1832), 8 увертюр и концертных увертюр, в т.ч, - к трагедии "Король Энцио" Раупаха (1832), к пьесе "Христофор Колумб" Апеля (1835), "Польша" (1836), "Правь, Британия" (1837), "Фауст" (1840; 2-я редакция 1855г.), 3 марша; струнный квартет; для фортепиано - 3 сонаты, фантазия, Листки из альбома, полонез (в 4 руки); кантата "К Новому году" (1835), Два гренадера, композиции к "Фаусту" В.Гёте, песни.
Лит.: Вагнер Р., Моя жизнь. Мемуары Письма. Дневники, 4 тт , П.,1911-12;
Вагнер Р., Избранные статьи, ред. Р.Грубера, М.,1935;
Серов А.Р., Вагнер и его реформа в области оперы, "Критические статьи" т.III, П., 1895;
Капп Ю., Р.Вагнер, М., 1913;
Грубер Р., Р.Вагнер., М., 1934;
Конен В., О.Р.Вагнере, "Советская Музыка" 1953, №10;
Glasenapp С.F., Das Leben R.Wagners, Bd.1-6, Leipzig, 1894-1911;
Becker P., R. Wagner. Das Leben im Werk, Stutt gart 1924;
Newman E., The Life of R. Wagner, vol.1-4, L., 1933-47;
Stein H. von, Dichtung und Musik in Werk R.Wagners, B., 1962.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|