|
Респиги (Respighi) Отторино (9.07.1879, Болонья- 18.04.1936, Рим)
- итальянский композитор. Обучался игре на скрипке и фортепиано; композицию изучал у Л.Торчи и Дж.Мартуччи. С 1899г. выступал как скрипач-солист. В конце 1900г. вместе с оркестром итальянской оперной труппы Респиги приехал на гастроли в Петербург. Здесь в течение пяти месяцев брал уроки композиции у Н.А.Римского-Корсакова. После окончания гастролей в России Респиги переехал в Берлин, где занимался у М.Бруха. В 1903г. Респиги оставил работу в оркестре. Интерес к старинной итальянской музыке привел его к работе над транскрипциями произведений Фрескобальди, Тартини, Витали, Вивальди и др. В эти же годы Респиги интересуется музыкой Р.Штрауса, К.Дебюсси, М.Равеля, оставившей значительный след в творчестве Респиги.
В 1908г. в Болонье состоялась премьера первой оперы Респиги "Король Энцио". С 1913г. он преподает музыкально-теоретические предметы в римской консерватории "Санта Чечилия", а в 1923-25гг. состоит ее директором. Респиги много сочиняет; особенно большой успех имеет его симфоническая поэма "Фонтаны Рима" (1916), наряду с написанной позднее симфонической поэмой "Пинии Рима" (1924) она принадлежит к числу наиболее популярных произведений Респиги.
По заказу С.П.Дягилева Респиги написал балет на темы Россини "Лавка чудес", который был поставлен труппой Русского балета в Лондоне в 1919г. В 1923г. на сцене "Ла Скала" была представлена лирико-комическая опера Респиги "Бельфагор". С 1925г. Респиги много гастролирует, выступая как дирижер собственных произведений.
Соч.: (кроме упомянутых), оперы (даты постановок) - "Семирама" (1910), "Мария Виттория" (1913), "Потонувший колокол" (по пьесе Г.Гауптмана, 1927), "Мистерия Мария Египетская" (1931), "Пламя" (1934), "Лукреция" (закончена вдовой Респиги, 1937); балеты - "Венецианское скерцо" (1920), марионеточное представление "Спящая красавица" (1922), "Белькида, царица Савская" (1932); для оркестра - Драматическая симфония (1915), симфоническая поэма "Фонтаны Рима" (1916), 3 сюиты старинных лютневых арий и танцев (1918, 1923, 1932), 3 античных танца (1918-32), "Баллада о гномах" (1919), "Окна собора" (1927), Триптих "Ботичелли" для малого оркестра (1927), сюита "Птицы" (1928; исполнялась также как балет), симфонические поэмы "Празднества Рима" (1929) и "Бразильские впечатления" (1931), тема и вариации "Метаморфозеон" (1930); концерт для гобоя, валторны, скрипки, контрабаса, фортепиано и струнного оркестра (1934), фортепианный концерт (1903), Григорианский концерт для скрипки с оркестром (1922), концерт в миксолидийском ладу для фортепиано с оркестром (1925), токката для фортепиано с оркестром (1928), Поэма для скрипки с оркестром и др.; фортепианный квинтет, кончерто для 5 инструментов, 2 струнных квартета, соната для скрипки и фортепиано, пьесы для скрипки; вокальные поэмы, около 60 песен для голоса и фортепиано, в т.ч. цикл на стихи старинных армянских поэтов, цикл песен на слова Ады Негри, Шотландские песни и др.; редакция и инструментовка оперы К.Монтеверди "Орфей" (постановка 1935г.).
Лит.: Крейн Ю., О.Респиги, "Советская Музыка" 1960 №6;
Миркин М., О.Респиги. "Избранное для голоса с фортепиано" (вступительная статья), М., 1962;
Rensis R. de, О.Respighi, Torino 1935;
Respighi E., О.Respighi, dati biografici, Milano 1954.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|