|
Тома (Thomas) Амбруаз (5.08.1811, Мец - 12.02.1896, Париж)
- французский композитор. Сын учителя музыки. Окончил Парижскую консерваторию, где занимался у Ф.Калькбреннера, П.Циммермана (фортепиано) и Ж.Ф.Лесюера (композиция). В 1832г. получил Римскую премию за кантату "Герман и Кетти". После трехлетнего пребывания в Риме Тома около года жил в Вене и в 1836г. возвратился в Париж, где посвятил себя сочинению опер. С 1837г. произведения Тома регулярно шли на парижской сцене. Его первой оперой была одноактная "Двойная лестница" по комедии Э.Скриба (постановка 1837г.). Сюжет следующей оперы Тома "Парикмахер регентства" (постановка 1838г.) был связан с русской историей (действие оперы происходит в России в 18в.). Первые 8 опер Тома прошли с посредственным успехом. Но его две последующие комические оперы - "Кади" из восточной жизни (постановка 1849г.) и "Сон в летнюю ночь" по комедии У.Шекспира (постановка 1850г.) - сделали имя композитора широкоизвестным не только во Франции, но и далеко за ее пределами. В 1851г. Тома был избран членом Института Франции, а в следующем году был приглашен профессором композиции Парижской консерватории, (в числе его учеников - Ж.Массне); с 1871г. - директор консерватории.
Тома продолжает писать комические оперы в традициях французской оперной школы того времени. В 1859г. в Париже с небывалым успехом была поставлена опера Гуно "Фауст". Под впечатлением этого спектакля Тома, обратившись также к гётевскому произведению "Годы учения Вильгельма Мейстера", создал лирическую оперу "Миньон" (постановка 1866г.). Парижане восторженно приняли спектакль, и вскоре "Миньон" утвердилась в репертуаре многих оперных театров мира. Наряду с "Фаустом" эта опера выдерживает наибольшее количество представлений в Париже. Успешно прошла и постановка следующей оперы Тома "Гамлет" (1868)..
После смерти Тома его произведений все реже исполняются; сейчас лишь одна "Миньон" идет на некоторых сценах. Неглубокий талант Тома, последователя творца французской лирической оперы Ш.Гуно, явно не соответствовал сюжетам Шекспира, Гёте, Данте, в которых композитора интересовали лишь любовные переживания героев. Характерны для Тома и счастливые развязки его опер "Миньон", "Гамлет" и др. К достоинствам музыки Тома можно отнести ее мелодичность, элегантность в чисто французском стиле, прозрачную и вместе с тем изящную оркестровку.
Соч.: оперы; в т.ч. "Карлина" (1840), "Анжелика и Медор" (1843), "Раймонд, или Секрет королевы" (1851), "Тонелли" (1853), "Сердце Селимены" (1855), "Психея" (1857), "Венецианский карнавал" (1857), "Роман Эльвиры" (1860), "Жиль и Жиллиотен" (1874), "Франческа да Римини" (1882); балеты - "Цыганка" (вместе с Ф.Бенуа, 1839), "Бетти" (1846), "Буря" (по У.Шекспиру, 1889); фантазия для фортепиано с оркестром; струнный квинтет, струнный квартет, фортепиано трио, пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки; "Кантата на открытие памятника Лесюэру" (1852), "Кантата памяти Буальдьё" (1875), Торжественная месса (1857), реквием, хоры - "Франция", "Тироль", "Римский карнавал" и др., квартеты для мужских голосов, 6 неаполитанских канцон, песни.
Лит.: В-ва О., Тома, "Русская Музыкальная Газета" 1896 №3;
Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М.Друскина, М., 1938;
Curzon H. de, A.Thomas, P., 1921.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|