|
Дворжак (Dvorak) Антонин (8.09.1841, деревня эгалозевес, близ Праги - 1.05.1904, Прага)
- чешский композитор. Родился в бедной крестьянской семье. Первым учителем Дворжака был сельский органист Й.Спиц. Уже 8 лет Дворжак играл по вечерам в трактирном оркестре. В 1853г. он переехал к своему дяде в небольшой городок Злонице; здесь он продолжал заниматься музыкой, беря уроки игры на фортепиано, скрипке и альте у А.Лиманна. В 1857г. Дворжак переехал в Прагу и поступил в Школу органистов, где его учителями были И. Звонарж и Ф.Блажек. Окончив школу, Дворжак работал сначала в пражском концертном ансамбле, а затем в открывшемся в 1862г. чешском "Временном театре". В оркестре этого театра он играл на альте в течение 11 лет.
К этому времени относится знакомство Дворжака с Б.Сметаной и с другими передовыми деятелями чешской музыки и литературы. В начале 1870-х гг. были созданы первые крупные произведения Дворжака - оперы "Альфред" (постановка 1938г., Оломоуц), "Король и угольщик" (постановка 2-й редакции 1874г., Прага), струн, квартет, 4 симфонии, неопубликованные при жизни композитора (свою 5-ю симфонию Дворжак издал как 1-ю). Все эти сочинения свидетельствуют о большом композиторском даровании и мастерстве Дворжака, об исключительной требовательности к себе. Все теснее становится связь творчества композитора с чешской национальной культурой. Под влиянием основоположника чешской классической музыки Сметаны Дворжак создает произведения, в которых стремится отразить борьбу за независимость и свободу чешского народа. В 1872г. он пишет патриотический хор в сопровождении оркестра "Гимн", прославляющий героев чешского народа, боровшихся за свободу, а также ряд сочинений, связанных с фольклором: моравские дуэты, циклы чешских, словацких народных песен в обработке для хора, цикл сольных чешских песен "В народном духе". Следуя реалистическим традициям чешского народного искусства, Дворжак пишет оперы, проникнутые национальным колоритом.
Тяжелое семейное горе обрушивается на Дворжака - один за другим умирают трое его детей, и скорбь, охватившая композитора, звучит в его произведениях, созданных в эти годы. Однако горячая любовь к родине, искусству помогают ему перечести личное несчастье, и в написанных им струнном квартете, посвященном Брамсу, и в опере "Хитрый крестьянин" (постановка 1878г.) снова начинают преобладать жизнерадостные настроения, светлый калорит. Огромную популярность приобрели его "Славянские танцы" (2 цикла), написанные для фортепиано в 4 руки и позднее переложенные композитором для симфонического оркестра. В 1882г. поставлена опера Дворжака "Дмитрий" (2-я ред. 1894, Прага) на сюжет из русской истории начала 17в.
Творческую деятельность Дворжак совмещает с исполнительской - он выступает как дирижер собственных произведений. Композитор к этому времени становится известным не только у себя на родине, но и за рубежом. Дружба с Чайковским, приезжавшим в Прагу, содействовала поездке Дворжака в Россию; в 1890г. он дирижировал в Москве и Петербурге концертами из своих произведений. Дворжак занимается также педагогической работой - с 1891г. он ведет класс композиции в Пражской консерватории.
В 1892-95гг. Дворжак живет в США, где возглавляет Национальную консерваторию, в Нью-Йорке. Интонации народных негритянских и индейских мотивов легли в основу его 9-й симфонии - "Из Нового Света", одного из популярнейших произведений композитора. По возвращении на родину Дворжак снова преподает в Пражской консерватории, а в 1901 становится ее директором. В последние годы жизни он продолжает интенсивную творческую деятельность; пишет живую, увлекательную оперу в народном духе "Черт и Кача" (постановка 1899г., Прага), поэтическую сказочную оперу "Русалка" (постановка 1901г., Прага), с успехом идущие и на советской сцене, 2-й виолончельный концерт, занимающий почетное место в репертуаре виолончелистов.
Творчество Дворжака - "простого чешского музыканта", как он себя называл, носит глубоко национальный, народный характер. Его произведения - крупнейший вклад не только в чешскую, но и в мировую музыкальную культуру. Лучшие сочинения Дворжака постоянно звучат в театрах и концертных залах всего мира.
Соч.: оперы, в т.ч. кроме упомянутых (даты постановок) - "Ванда" (1876), "Тугодумы" (1881), "Якобинец" (1889), "Армида" (по поэме Т.Тассо "Освобожденный Иерусалим", 1904); для оркестра - 9 симфоний (№1 Колокола Злонице - 1865, 1865, 1873 1874 1875 1880, 1885, 1889, №9 "Из Нового Света" - 1893); симфонические поэмы - "Водяной" (1896), "Полуденница" (1896), "Золотая прялка" (1896), "Голубь" (1896), "Богатырская песня" (1897); увертюры - "Моя родина" (1882), "Гуситская" (1883), "Среди природы" (1891), "Карнавал" (1891), "Отелло" (1892); симфонические вариации (1877), Три славянские рапсодии (1878), Славянские танцы (1878, 1886), Чешская сюита (1879), Рапсодия, Торжественный марш (1879), Полонез (1879), Ноктюрн, 10 легенд (1879), Скерцо каприччиозо (1883), сюита (1894); серенада для струнного оркестра (1875), серенада для духовых инструментов (1878); концерт для фортепиано с оркестром (1876), концерт для скрипки с оркестром (1882), концерт для виолончели с оркестром (1895), романс для скрипки с оркестром (1877), мазурка для скрипки с оркестром (1879), рондо для виолончели с оркестром (1891); струнный квинтет, 2 фортепианных квинтета, фортепианный квартет, 14 струнных квартетов, 5 багателей для скрипки, виолончели и фисгармонии, 3 фортепианных трио, Думки для фортепианного трио, терцет для 2 скрипки и альта, соната и сонатина для скрипки и фортепиано; пьесы для фортепиано - "Силуэты" (12 номеров), "Думка", Тема с вариациями, Вальсы (8 номеров), Поэтиче ские картинки (13 номеров), Юморески (8 номеров, в т.ч. популярная юмореска № 7) и др.; пьесы для скрипки; Гимн ("Наследники Белой горы") для хора и оркестра (1872; 2-я ред. 1880), баллада для солистов, хора и оркестра - "Свадебные рубашки" (1884), оратория "Святая Людмила" (1886), кантата "Американский флаг" (1893), "Праздничная песнь" для хора и оркестра (1900), хоры, вокальные дуэты, в т.ч. Русские песни, песни для голоса и фортепиано; церковные произведения; музыка к пьесе Ф.Шамберека "Йосеф Каэтан Тыл" (1882; увертюра из этой музыки известна под названием "Моя родина").
Лит.: Бэлза И., А.Дворжак, М.-Л., 1949;
Киселев В., А.Дворжак в России, "Советская Музыка", 1951, №11;
Бэлза И., Дворжак и русская музыка, "Советская Музыка", 1954, №4;
Смирнов М., Фортепианное творчество А.Дворжака, Л., 1961;
Дворжак в письмах и воспоминаниях, сост. О.Шоурек, пер. с чешск. М., 1964;
Вагtos J., A.Dvorak, Praha 1913;
Sourek О., Zivot a dilo A.Dvoraka, Praha 1954-57(4 tt).
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|