AZ-libr.ру

информационный портал





Шпор Людвиг [05.04.1784-22.10.1859]

Шпор (Spohr) Людвиг (5.04.1784, Брауншвейг - 22.10.1859, Кассель)
       - немецкий композитор, скрипач и дирижер. Родился в семье музыкантов-любителей. В пятилетнем возрасте начал обучаться игре на скрипке; с 1799г. скрипач придворного оркестра в Брауншвейге. С 1802г. занимался у ученика Я.Стамица - скрипача Ф.Эка, которого Шпор сопровождал во время концертной поездки по России. С 1804г. Шпор начал гастролировать с самостоятельными концертами. С 1805г. концертмейстер придворного оркестра в Готе, в 1812-15г. в Вене. В 1816г. гастролировал в Италии; в 1817г. в Милане исполнял вместе с Н.Паганини свой "Концертный дуэт" для двух скрипок. С 1817г. дирижер оперного театра во Франкфурте, в 1822-49г. после гастролей по Англии и Франции - в Касселе. Шпор считался отличным дирижером (он первым начал дирижировать палочкой). Шпор занимался также преподаванием; в числе его учеников Ф.Давид и М.Хауптман. Написал "Скрипичную школу" (1831).
       Свою композиторскую деятельность Шпор начал с сочинения скрипичных и камерных произведений, а также ораторий, завоевавших симпатии немецких слушателей. В 1816г. К.М.Вебер поставил в Праге его оперу "Фауст" (соч.1813; не по В.Гёте). Вскоре Шпор написал оперу "Земира и Азор" (постановка 1819г.), ставшую очень популярной в Германии, а в начале 1820-х гг. он создал свою лучшую оперу - "Иессонду" (постановка 1823г.), отзвуки которой легко обнаружить в ранних произведениях Вагнера. К числу лучших сочинений Шпора можно также причислить программные 4-ю и 7-ю симфонии, 8-й и 9-й скрипичный концерты, отдельные двойные квартеты. Стиль музыки Шпора характерен для предромантического периода немецкой музыки; его оперы, так же как и сочинения Э.Т.А.Гофмана, положили начало немецкой романтической опере с ее тяготением к сказочно-экзотическим сюжетам. Произведения Шпора отличаются техническим мастерством, его гармонический язык изобилует хроматизмами. Эстетические взгляды Шпора были довольно противоречивы; так, он признавал только раннего Бетховена, игнорировал последние произведения Вебера. В то же время Шпор, несмотря на противодействие придворных кругов, настоял на постановке в Касселе опер Вагнера "Летучий голландец" и "Тангейзер", а в собственном творчестве допускал смелые эксперименты, необычные для своего времени (6-я симфония, 7-я симфония для двух орк., "Квартет-концерт" и др.).
       Соч.: оперы (даты постановок) - "Испытание" (1806), "Поединок с возлюбленной" (1811), "Горный дух" (1825), "Пьетро из Альбано" (1828), "Алхимик" (1830), "Крестоносец" (1845) и др.; для оркестра - 9 симфоний (в т.ч. программные - №4 "Святость звуков", №6 "Историческая", №7 - "Земное и божественное в жизни человека", №9 "Времена года"), увертюры "Макбет", "В серьезном стиле" и др.; 15 скрипичных концертов и концертино, 2 концерта для кларнета с оркестром, Квартет-концерт для струнного квартета с оркестром; нонет, октет, септет, струнный секстет, 7 струнных квинтетов, квинтет для фортепиано и духовых, 34 струнных квартета, 4 двойных квартета, 5 фортепианное трио, 3 сонаты для скрипки и арфы, скрипичные и фортепианные пьесы; оратории - "Страшный суд" (1812), "Последние деяния" (1826), "Последние часы Спасителя" (1835), "Падение Вавилона" (1842), драматическая кантата "Освобожденная Германия", месса, псалмы, гимны, дуэты, 10 сборников немецких песен.
       Лит.: В-ва, Л.Шпор, "Русская Музыкальная Газета" 1909 №49;
       Spohr L., Selbstbiographie, Bd.1-2, Kassel 1955;
       Stierlin L., L.Spohr, Bd.1-2, Zurich 1862-63.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:21:24 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"