|
Бах (Bach) Карл Филипп Эммануил, второй сын И. С. Баха, известный под именем "Берлинский" или "Гамбургский" Б. (8.03.1714, Веймар - 14.12.1788, Гамбург)
- немецкий композитор и клавесинист. Учился у своего отца, которого считал впоследствии своим "единственным учителем по композиции и игре на клавире". С 1731г. изучал юриспруденцию и Лейпцигском университете. С 1741г. служил придворным клавесинистом в капелле Фридриха II. Одновременно занимался педагогической деятельностью, и после публикации его труда - "Опыт правильного метода игры на клавире" (2 части; 1753-1762) был признан крупнейшим фортепианным педагогом своего времени.
Положение "музыкального слуги" Фридриха II очень тяготило и возмущало Баха. В 1767г., после смерти Г.Телемана, Бах становится его преемником в должности "директора музыки" в Гамбурге. Здесь Бах развернул широкую музыкально-творческую, концертную и общественную деятельность. Его дом посещали виднейшие представители немецкой культуры (Г.Э.Лессинг, Ф.Г.Клопшток и др.).
Бах являлся подлинным новатором в музыке. Моцарт, Гайдн и Бетховен исключительно высоко ценили Бах и считали, что на его произведениях должны учиться все музыканты. Стремление к предельной выразительности музыкальной речи, сочетание ярких динамических контрастов со смелыми гармоническими модуляциями - таковы черты стиля Баха, получившие впоследствии новое богатое развитие в музыке Бетховена. Особенно важное значение в наследии Баха имеют его сонаты для клавира.
Соч.: 19 симфоний, 50 концертов для фортепиано с оркестром, концерты для скрипки и др. инструментов с оркестром; камерно-инструментальные ансамбли, в т.ч. 30 трио-сонат и 60 дуэтов, свыше 200 пьес для фортепиано - сонаты, сонатины, рондо, фантазии, вариационные циклы; магнификат, оратории, кантаты, мотеты, оды и др.
Лит.: К.Ф.Э.Бах, "Музыка" 1914 №170;
Яловец Г., Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф.Э.Бахом. "Проблемы бетховенскэго стиля", М. 1932;
Юровский А., Ф.Э.Бах, М.-Л., 1947 (Вступительная статья к избранным сочинениям для фортепиано);
Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789г., М. 1940 (с.607-616);
Фишман Н., Эстетика Ф.Э.Баха, "Советская Музыка" 1964 №8;
Bitter С.Н., С.Ph.E. und W.Fr.Bach, Bd 1-2, В. 1868;
Vrieslander О., С.Ph.E. Bach, Munchen 1923;
A.-E. Cherbuliez, C.Ph.E. Bach, Zurich 1940.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|