Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства


Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

1, Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

2. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комм. Иванова А.Л.

1. Общий обзор статьи. Статья содержит общее правило возмещения вреда водным объектам. Она содержит две части. Первая — устанавливает крайне распространенную норму об обязанности возместить нанесенный вреди возможности возместить его добровольно, или в случае нежелания причинителя — в судебном порядке. Вторая часть предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации специальной методики исчисления размера вреда, причиненного водному объекту.

2. Адресаты нормы. Ими являются все водопользователи.

3. История нормы и проблемы применения новых положений. Статья 131 ВК РФ 1995г. была гораздо более развернута, но устанавливала практически те же правила. Однако, если в действующем кодексе устанавливается отсылочная норма к методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, которая должна утверждаться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, то в действовавшем ранее акте содержалось правило о том, что граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Отметим, что на сегодняшний день такая методика исчисления ущерба водным объектам на федеральном уровне отсутствует.

Кроме того, если в Кодексе 1995г. устанавливалось исключительное право федеральных органов исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, в области охраны окружающей природной среды, в области санитарно-эпидемиологического надзора предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного водным объектам, то действующий Кодекс исключил такое ограничение. Это означает, что такие иски может подать любое лицо: и орган государственной или муниципальной власти, и иное заинтересованное лицо. Далее, если ранее законодатель четко указывал, что суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном порядке, то с вступлением в силу нового Водного кодекса этот вопрос остается не урегулированным. Исходя из логики права можно предположить, что иски должны будут предъявляться органами государственной или муниципальной власти — собственниками водных объектов или уполномоченными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере водопользования. При этом суммы, взысканные по подобным искам должны будут перечисляться в соответствующие бюджеты: по делам, касающимся водных объектов федерального значения, — в федеральный бюджет, по делам, связанным с водными объектами, находящимися в собственности субъекта Федерации, — в бюджет соответствующего субъекта Федерации, и в случае с водными объектами муниципального уровня — в бюджет соответствующего муниципального образования.

4. Цели нормы. Данная норма имеет непосредственное применение при разрешнии споров в водном и земельном законодательстве. Возмещение вреда является одним из наиболее распространенных предметов иска, и установление размера и порядка возмещения вреда имеет огромное значение при рассмотрении таких споров.

5. Субъекты применения. Ими являются не только водопользователи и/или потенциальные водопользователи, а также органы исполнительной, государственной или муниципальной власти, но и весь широкий круг лиц, которые могут нарушить права водопользователей, приобретенные по договору водопользования .

6. Правовое регулирование. Прежде всего отметим, что возмещение вреда, причиненного водным объектам, регулируется общими положениями Гражданского кодекса о возмещении вреда, содержащимися в главе 59. Так, статья 1064 устанавливает, что любой вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, законом или договором обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, и более того, законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Поскольку такое правило не установлено водным кодексом в случае причинения вреда водным объектам, отметим, тем не менее, что данное условие может содержаться в договоре водопользования.

По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Отметим, что на основании статьи 1065 опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Нельзя, однако, забывать о нормах статьи 1067, допускающих, что вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Однако, учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

7. Субъекты причинения вреда. В случае если вред причинен работником юридического лица либо гражданина (частного предпринимателя) при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, то он возмещается указанным юридическим лицом или гражданином. Применительно к правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору,если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива (ст.1068 ГК РФ). За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст.1074 ГК РФ).

Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора. Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда. Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане, указанные выше, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причините ля вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст.1075 ГК РФ). В случае, когда доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по его вине. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующего учреждения по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность. На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось  следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна или организации, обязанной осуществлять надзор по возмещению вреда, причиненного гражданином, признанным недееспособным, аналогично ситуации с причинением вреда несовершеннолетним лицом до 14 лет, не прекращается в случае последующего признания его дееспособным. Если опекун умер либо не имеет достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причините ля вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причините ля вреда.

Однако на основании статьи 1077 ГК РФ вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, возмещается самим причинителем вреда.

Дееспособный гражданин или несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, причинивший вред в таком состоянии, когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими, не отвечает за причиненный им вред.

Однако следует отметить, что причины неспособности причинителя вреда понимать значение своих действий могут быть разными. Одна из них — употребление спиртных напитков, наркотических веществ или иные действия, имеющие волевой характер (например, самогипноз), иными словами, когда причинитель вреда сам, по своей воле привел себя в такое состояние, а не был насильно, под угрозой, в результате обмана, т.е. против воли, приведен в такое состояние другим лицом. Причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором не мог понимать значения своих действий или руководить ими, употреблением спиртных напитков, наркотических средств или иным способом (ст.1078 ГК РФ). Другая причина — психическое расстройство гражданина, что явно свидетельствует об отсутствии его вины и по существу является уже основанием для судебного признания такого гражданина недееспособным. Если вред причинен лицом, которое не могло понимать значения своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, обязанность возместить вред может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом его трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей, которые знали о психическом расстройстве причинителя вреда, но не ставили вопрос о признании его недееспособным.

8. Причинение вреда в результате осуществления хозяйственной деятельности. В Гражданском кодексе есть специальная статья, посвященная этому. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе для окружающей среды (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. Однако при наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

9. Совместное причинение вреда. Лица, совместно причинившие вред, отвечают за него солидарно. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Аналогично, причините ль вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными. Исключения составляют лица, возместившие вред за несовершеннолетних и недееспособных лиц в соответствии с положениями статей 1073-1076 ГК РФ.

Возложение ответственности за причинение вреда на третьих лиц на основании договора страхования.

10. Формы возмещения вреда. На основании положений статьи 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда,возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. Однако, в случае нанесения вреда водным объектам возмещение вреда в натуре будет осуществимо лишь в редких случаях. (Например, при нанесении вреда водным биоресурсам конкретного водного объекта.) В исключительных случаях суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (ст.1083 ГК РФ).

11. Методики исчисления вреда. Комментируемая статья устанавливает, что возмещение ущерба должно происходить на основании методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Последняя должна быть утверждена федеральным Правительством.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004г. №282 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» (СЗ РФ, 2004, №25, ст.2564; в ред. от 6 июня 2006г.), приказом Росводресурсов от 27 октября 2004г. №21 «Об утверждении положений о структурных подразделениях Федерального агентства водных ресурсов» работу по разработке методов экономической оценки водных ресурсов и оценки ущерба от вредных воздействий вод и загрязнения водных объектов организует Управление экономического и правового обеспечения Федерального агентства водных ресурсов. Однако на сегодняшний день специального нормативного акта, посвященного оценке и подсчету ущерба нанесенного водным объектам, принятого на федеральном уровне, не существует. Отметим, однако, что существуют нормативные акты, регулирующие правоотношения в природоохранной сфере, и частично затрагивающие вопросы возмещения ущерба водным объектам. Так, Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах, утвержденное приказом ОАО АК «Транснефть» от 30 декабря 1999г. №1521{Декларирование промышленной безопасности и оценка риска (руководящий документ). Серия 27, Вып.1. М.: — ГП НТЦ по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России, 2000.} содержит порядок расчета ущерба от загрязнения водных объектов нефтью. Оценка ущерба от загрязнения водных объектов нефтью осуществляется по формуле:

Ср = 5 × Ки × Кэр × Нбр × Мрз

где:

Ср — ущерб от загрязнения водного объекта, тыс. руб.;

Ки — коэффициент индексации;

Кэр — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов;

Нбр — базовый норматив, руб./т;

Мрз — масса нефти, загрязняющей водный объект, т.

Расчеты ущерба при загрязнении водных объектов, расположенных на территории Калмыкии, Астраханской области, Ставропольского края и Краснодарского, приведены в следующей таблице.

Наименования коэффициентов, входящих в формулу

Значения коэффициентов и экологического риска для водных объектов

ВОЛГА

КУБАНЬ

Ки

42

42

Кэр

1,31

1,49

Нбр, руб./т

221,75

221,75

Мрз

351,8

532,5

Частота аварий, 1/ (год * км)

0,379 * 10-3

0,491 * 10-3

Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденная Госкомэкологии России 9 марта 1999г. (опубликована не была) содержит порядок расчета возможного ущерба водным объектам и биоресурсам от предотвращенных аварий и происшествий с маломерными судами и базами (сооружениями).

При оценке величины ущерба учитываются объемы возможных сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и количество потерянных в результате возможной аварии или происшествия биоресурсов.

Оценка величины предотвращенного ущерба от загрязнения водной среды проводится на основе региональных показа гелей удельного ущерба, представляющих собой удельные стоимостные оценки ущерба на единицу (1 условную тонну) приведенной массы загрязняющих веществ.

Расчетные формулы имеют следующий вид:

(1)

(2)

где:

Ynpr — эколого-экономическая оценка величины предотвращенного ущерба водным ресурсам в рассматриваемом r-том регионе (далее — предотвращенный ущерб), тыс. руб./год;

уудrj — показатель удельного ущерба (цены загрязнения) водным ресурсам, наносимого единицей (условная тонна) приведенной массы загрязняющих веществ на конец расчетного период для j-ro водного объекта в рассматриваемом r-том регионе, руб./усл. тонну; принимается по таблице 1 приложения к Временной методике;

M1, M2 — приведенная масса сброса загрязняющих веществ в водные объекты рассматриваемого региона, соответственно, на начало и конец расчетного периода, тыс. усл. тонн; определяется согласно пункту 3.1.2 указанной,Временной методики.

Mr — приведенная масса загрязняющих веществ, снимаемых (ликвидируемых) в результате природоохранной деятельности и осуществления соответствующих водоохранных мероприятий в r-том регионе в течение расчетного в периода, тыс. усл. тонн/год;

Кз — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек; определяется в соответствии с (3);

— индекс — дефлятор по отраслям промышленности, устанавливаемый Минэкономики России на рассматриваемый период и доводимый Госкомэкологией России до территориальных природоохранных органов.

Приведенная масса загрязняющих веществ рассчитывается по следующей формуле (п.3.1.2.):

— для к-го конкретного объекта или направления водоохранной деятельности в регионе:

(3)

— для r-го региона (района) в целом:

(4)

где:

Мi — масса фактического сброса i-ro загрязняющего вещества или группы веществ с одинаковым коэффициентом относительной эколого-экономической опасности в водные объекты рассматриваемого региона, т/год;

Кэi — коэффициент относительной эколого—экономической опасности для i-го загрязняющего вещества или группы веществ (таблица 2 приложения 1 Временной методики);

i — номер загрязняющего вещества или группы веществ (таблица 2 приложения 1 Временной методики);

N — количество учитываемых загрязняющих веществ.

В качестве основы для расчетов приведенной массы загрязнений используются утвержденные значения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов рыбохозяйственного значения (как наиболее жесткие). С помощью ПДК определяются коэффициенты эколого—экономической опасности загрязняющих веществ (как величина, обратная ПДК: Кэi = 1/ПДК).

Показатель m определяется на основе данных статистической отчетности предприятий и организаций (форма 2-тп (водхоз), данных гидрохимических лабораторий, аттестованных на право проведения соответствующих анализов, материалов контрольных служб территориальных природоохранных органов и гидрометеорологии, данных проектных материалов и др.

Учитывая огромное количество наименований поступающих в водные источники загрязняющих веществ, при расчете коэффициентов относительной эколого-экономической опасности загрязнения группируются по классам опасности и признаку близких значений ПДКрх.

Коэффициенты относительной эколого-экономической опасности для 14 групп загрязняющих веществ приведены в таблице 2 приложения 1 Временной методики.

Таблица 2. Коэффициент относительной эколого-экономической опасности загрязняющих веществ

группы

Загрязняющие вещества

Кэi, б/р

I

Вещества и химические соединения преимущественно 4 и 3 классов опасности,

1

Сульфаты, хлориды, соли жесткости (Ca, Mg, К, Na), мочевина и др хим. соединения с ПДКрх >= 40,0 г/куб м

0.05

2

Нитраты, карбомидная смола, лак битумный, кальций фосфорокислый, метиленхлорид, танниды и др. хим. соединения с ПДКрх от 5,0 до 40,0 г/куб м

0.20

3

Взвешенные вещества

0.15

4

БПКполн., далапон, метилцеллюлоза, гуминовые кислоты, ОЖК, полиэфир, силикат калия, сульфат бария, углен (взвесь, волокно), фталевая кислота, этилен и др. хим. соединения с ПДКрх от 2,0 до 4,0 г/куб, м

0.30

5

Азот общий, алюминий, фосфор общий, железо общее, аммония-ион, ацетонитрил, бензол, диметилацегомид, карбомол, метазин, нитрат аммония (NH4), сероуглерод, сульфонол, сульфат аммония (NH), толуол, гексан и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,5 до 1,9 г/куб, м

1

II

Химические соединения 3 и 2 классов опасности,

6

Ацетат-ион (натрий уксусно-кислый), бутилацетат, диметилформамид, лапрол, неонол, сульфанол НП-1, скипидар, формалин, фосфорно-кислый калий, хлорат магния, этиленгликоль и другие химические соединения с ПДКр от 0,2 до 0,4 г/куб, м

3.50

7

Гликозин, масло легкое таловое, метанол, нефтеполимерная смола, родонид калия, свинец (Pb), СПАВ, стирол, фосфор пятихлористый, хлористый литий, барий и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,06 до 0,15 г/куб, мг

11.00

8

Ацетон, ацетофенон, аммиак, бутиловый спирт, нефть и нефтепродукты, масла, жиры и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,02 до 0,05 г/куб, м

20.00

9

Капролактам, кобальт, никель, марганец, мышьяк, цианиды, хром (Cr ), цинк, формальдегид и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,006 до 0,019 г/куб, м

90.00

10

Агразин, ацетонилид, карбозолин, нафталин, пестициды, кадмий (Cd ) и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,003 до 0,005 г/куб, м

250.00

11

Ванадий, гидрохинон, дихлорэтан, кадмий (Cd ), ксантагенты, медь, фенолы, хром шестивалентный и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,001 до 0,002 г/куб, м

550.00

III

Высокотоксичные химические соединения 1 класса опасности

12

Дибутилфосфат натрия, литий (гидрооксид), метол, синтанол ДС-10, циклогексан, ялан и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,0009 до 0,0005 г/куб, м

2000.00

13

Алифитические амины, гидразин гидрат, димилин, дуал, катофор, поликарбацин, реглан, цинеб и др. хим. соединения с ПДКрх от 0,0004 до 0,0002 г/куб, м

5000.00

14

Анилин, бенз(а)пирен, Додефил бензол, ИКВ-б-2 (ингибитор коррозии металлов), ртуть (Hg ), моноэтил амин, сулема, неонол ТО 20-3, суффикс, тетраэтиловинец и др. хим. соединения с ПДКрх <= 0,0001 г/куб, м

15000.00

УудРФ = 4670,0 руб./усл. т

Указанные нормативы уточняются по мере необходимости Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных Госкомстата России о поквартальной индексации цен на оборудование и материалы, применяемые при освоении новых земель, и стоимости соответствующих строительно-монтажных работ.

Помимо вышеуказанных методик расчета, на сегодняшний момент аналогичные нормативные акты существуют только на уровне субъектов Федерации. Так, постановлением правительства Москвы от 22 июля 2003г. №564-ПП была утверждена Методика оценки вреда, причиненного окружающей среде загрязнением, засорением (включая затоплением судов) поверхностных водных объектов, расположенных на территории города Москвы (Вестник мэра и правительства Москвы, 2003, №45). Методика применяется в случаях:

а) причинения вреда водному объекту в результате: нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства, повлекшего за собой загрязнение и (или) засорение поверхностных водных объектов; нарушения правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, повлекшего за собой залповый (аварийный) сброс загрязняющих веществ в водный объект; аварий на предприятиях, транспорте и других объектах, приводящих к загрязнению и засорению поверхностных водных объектов, включая аварийные разливы нефти;

б) проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), подготовки разделов «Охрана окружающей среды» проектных материалов, подлежащих экологической экспертизе, и др.;

в) в иных случаях, связанных с исчислением размера вреда, причиненного водным объектам, расположенным на территории Москвы, и подсчета затрат на ликвидацию последствий из загрязнения, засорения.

Основные виды вреда, учитывающиеся при определении убытков от загрязнения водных объектов:

1) загрязнение водных объектов загрязняющими веществами в составе сточных вод;

2) загрязнение водных объектов в результате аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ;

3) порча, засорение и загрязнение земель водоохранных зон водных объектов;

4) загрязнение водных объектов в результате сброса хозяйственно-фекальных сточных вод с судов;

5) засорение акватории, дна и берегов водного объекта затопленными судами и иными предметами, брошенными владельцами;

6) уничтожение и повреждение зеленых насаждений, повреждение мест обитания объектов животного мира, гибель водных биоресурсов.

В целях применения указанной Методики используются следующие термины и определения:

1) биохимическое потребление кислорода (БПК) — количество растворенного кислорода, потребляемое на биохимическое окисление содержащихся в воде органических веществ в определенный интервал времени;

2) вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, в т.ч.:

3) вред поверхностным водным объектам на территории Москвы — порча воды водных объектов в результате их загрязнения веществами сточных вод в объемах, превышающих установленные нормативы, а при отсутствии установленных нормативов — в любом объеме, а также в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов; в результате их загрязнения хозяйственно-фекальными сточными водами судов; порча, засорение и загрязнение земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов; засорение акватории, дна и берегов водного объекта затопленными судами и иными предметами, брошенными владельцами; загрязнение дна водных объектов химическими веществами; уничтожение и повреждение зеленых насаждений в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов; повреждение дна и берегов водного объекта, поступление в воду взвешенных частиц при проведении работ в русле реки; изменение качественного и количественного состава водных биоресурсов;

4) деградация (экологических систем) поверхностных водных объектов и истощение водных ресурсов на территории Москвы — порча воды поверхностных водных объектов вследствие поступления в нее химических веществ в составе сточных вод и иными способами, не являющимися естественными для функционирования водной экосистемы, порча водных объектов в результате их засорения (попадания в них мусора, затопления брошенных судов и иных вышедших из эксплуатации предметов), а также порча земель и растительности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;

5) загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них загрязняющих веществ, которые ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают ее использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов;

6) загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

7) засорение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты взвешенных частиц или предметов (включая затопление судов), ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов;

8) нефть и нефтепродукты — нефть в любом виде, в том числе сырая нефть, жидкое топливо и смазочное масло нефтяного происхождения (нефтепродукты) любой марки, сорта, состава и качества, нефтяные осадки и нефтяные остатки, нефтяные отходы и очищенные нефтепродукты;

8) предельно допустимая концентрация веществ в воде (ПДК) — концентрация веществ в воде, выше которой вода непригодна для одного или нескольких видов водопользования;

9) авария — нарушение эксплуатационно-технологических режимов работы оборудования, устройств, сооружений, которые вызывают или могут быть причиной негативного воздействия на окружающую среду.

Под аварийным сбросом понимается сброс веществ в результате повреждения какого-либо сооружения (нефте- и продуктопроводов, дамбы шламонакопителей или накопителя сточных вод, канализационных коллекторов, нефтехранилищ, склада химических веществ или транспортного средства), а также других преднамеренных или непреднамеренных действий, приводящих к загрязнению и засорению водных объектов; таксы для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения и засорения водных объектов и затрат на ликвидацию последствий причиненного вреда — расчетное значение величины затрат (расходов) на очистку единицы массы загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах, и проведение работ по ликвидации последствий вреда, причиненного водным объектам на территории города Москвы; убытки — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).

Оценка вреда осуществляется посредством определения качества воды в водных объектах, включая концентрации и количества химических веществ, превышающих установленные нормативы допустимых сбросов (или их лимиты) в водные объекты и на рельеф местности, площади загрязненной и засоренной водной поверхности, площади загрязненных, засоренных земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, тоннажа затонувших судов и иных объектов, а также других параметров.

Подсчет убытков, причиненных загрязнением и засорением поверхностных водных объектов, осуществляется посредством расчета затрат на оценку вреда и мероприятий по ликвидации последствий загрязнения, засорения (включая восстановление нарушенного состояния водного объекта и земель водоохранных зон) по таксам, приведенным в Методике.

В случае принятия нарушителем мер по ликвидации последствий загрязнения водного объекта величина убытков, рассчитываемая по данной Методике, снижается на величину затрат, понесенных нарушителем при ликвидации последствий аварии.

Затраты, необходимые для оценки вреда, исчисляются на основе данных о стоимости основных видов работ и (или) на основании данных о фактически произведенных расходах по определению размера причиненного вреда, технологии и объема требуемых работ и материалов.

К расходам, необходимым для оценки причиненного вреда, относятся затраты на проведение следующих работ:

а) отбор проб и проведение лабораторных анализов содержания компонентов в пробах водного объекта и его донных отложений;

б) оценка распространения загрязняющих веществ в водном объекте и последующего их влияния на использование водного объекта для водоснабжения, рекреации и иных целей водопользования;

в) проведение фотосъемок;

г) оценка загрязнения прибрежных защитных полос водных объектов;

д) составление смет на выполнение работ по ликвидации вреда и его последствий;

е) проведение оценки вреда и подсчета убытков, а также связанных с ними иных видов работ.

Затраты на ликвидацию негативных последствий причиненного вреда, восстановление нарушенного состояния водного объекта и земель водоохранных зон определяются исходя из объемов необходимых работ на основании цен на соответствующие материалы, оборудование, работы и услуги, а также по фактическим расходам на устранение последствий причиненного вреда.

К ним относятся затраты на проведение следующих работ:

а) устройство временных сооружений, препятствующих распространению и попаданию загрязняющих веществ в другие водные объекты;

б) строительство временных зданий и сооружений, используемых при осуществлении работ по ликвидации последствий причиненного вреда;

в) сбор, удаление и утилизация загрязняющих веществ, нефти и нефтесодержащих веществ, фильтрующего материала, иных материалов, используемых при ликвидации негативных последствий, отходов (мусора), собираемых с акватории водного объекта;

г) ликвидация захламления, загрязнения и порчи земель в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водных объектов;

д) вывоз, утилизация и размещение на полигонах собранных отходов;

е) обваловка, проведение других работ по предотвращению попадания в водный объект загрязняющих веществ и отходов с водосборной площади;

ж) очистка донных отложений водных объектов от загрязняющих веществ;

з) подъем затонувших судов и иных предметов;

и) перенос зон организованного отдыха населения;

к) перенос водозаборов и строительство новых; л) восстановление русел и берегов рек и иных водных объектов;

м) строительство очистных сооружений для очистки сточных вод по наилучшим существующим технологиям;

н) иные работы.

Таксы для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов сточными водами устанавливаются в размере удельных затрат, приведенных к годовой размерности, на очистку (1 куб. м) воды от загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, рассчитанных исходя из наилучших технологий в этой области согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды».

Приведенные затраты на очистку 1 куб. м воды от загрязняющих веществ состоят из: затрат на замещение основных фондов (зданий, сооружений, коммуникаций и оборудования); нормы отдачи на капитал; операционных затрат (эксплуатационных издержек) и определяются по формуле:

П = (Сзд/Тзд + Соб/Тоб + К (Сзд + Соб) + Иэ)/О

(1)

где:

П — годовые затраты на очистку 1 куб. м воды от загрязняющих веществ, руб./куб. м;

Сзд — затраты на замещение зданий (восстановительная стоимость), сооружений, коммуникаций, руб.;

Тзд — срок экономической жизни зданий, сооружений, коммуникаций, лет; Соб — затраты на замещение (восстановительная стоимость) оборудования, руб.;

Тоб — срок экономической жизни оборудования;

К — норма отдачи на капитал (принимается в размере учетной ставки Банка России), безразмерная величина;

Иэ — операционные затраты, руб.;

О — годовой объем очищаемых сточных вод, куб. м.

Показатели Сзд, Тзд, Соб, Тоб, К, Иэ определяются в соответствии с процедурой оценки рыночной стоимости объекта, установленной законодательством об оценочной деятельности.

Расчет годовых приведенных затрат на очистку единицы массы i-ro загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах, проводится по формуле:

Пi = Пу × Knpi,

(2)

где:

Пi — годовые приведенные затраты на очистку единицы массы i-го загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах, руб./т;

Пу — годовые затраты на очистку единицы условной массы загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах (1 условной тонны), руб./усл. т;

Knpi — коэффициент приведения (показатель относительной опасности сброса i-го вещества в водные объекты), усл. т/т.

Численное значение коэффициента приведения (Knpi) определяется по формуле:

Knpi = 1/ПДК

(3)

где:

ПДКi — предельно допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества в воде, определенная с учетом целевого использования водного объекта.

Годовые затраты на оплату единицы условной массы загрязняющих веществ (Пу) определяются по формуле:

(4)

где:

Mi — масса i-го загрязняющего вещества, улавливаемого очистными сооружениями, т;

— условная масса всех загрязняющих веществ, улавливаемых очистными сооружениями, т.

Таксы для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов загрязняющими веществами в составе сточных вод приведены в соответствующих таблицах 1 и 2 Методики.

Таксы для исчисления размера убытков от иных видов вреда, причиненных водным объектам, устанавливаются на уровне удельных затрат, связанных с ликвидацией аварийного разлива нефти, уборкой мусора с поверхности водного объекта, подъема судов и иных затопленных предметов и определенных исходя из усредненных фактических затрат, сложившихся при проведении указанных работ, и составляют:

а) при ликвидации аварийного разлива нефти (Нан) — 600 руб./кв. м; б) при утилизации нефти, фильтрующих материалов, загрязненного нефтью грунта, мусора и иных предметов (Ну) — 4000 руб./т;

в) при подъеме затонувших судов и иных затопленных предметов (Не) — 30 000 руб./т;

г) при уборке мусора с поверхности водного объекта (Нм) — 10 руб./кв. м;

д) для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов хозяйственно-фекальными сточными водами, сброшенными с судов (Нхф), — 4000 руб., 10 000 руб., 20 000 руб. в зависимости от объема накопительной емкости для их сбора.

Размер таксы определяется в соответствии с пунктом 6.2 настоящей Методики.

Таксы для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов хозяйственно-фекальными водами, сброшенными с судов

Объем накопительной емкости для сбора хозяйственно-фекальных сточных вод на судне, куб. м

Такса для исчисления размера вреда и убытков от сброса фекальных сточных вод с судна (Нхф), руб.

До 2,2

4000

2,2-250

10 000

Свыше 250

20 000

Упущенная выгода оценивается в процентах от суммы бюджетных и привлеченных денежных средств Москвы, отвлекаемых на оценку размера вреда, ликвидацию негативных последствий причиненного вреда, восстановление водного объекта, земель его водоохранной зоны. Размер процентов определяется ставкой Центрального банка Российской Федерации по привлечению рублевых депозитов на день оценки убытков или на день предъявления претензии, иска. При расчете подлежащих уплате годовых процентов число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням.

При определении величины упущенной выгоды также могут учитываться иные недополученные доходы и убытки, возникающие в результате нарушения условий использования водных объектов и прибрежных защитных полос и проведении мероприятий по ликвидации негативных последствий (прекращение судоходства, использование зон организованного отдыха и другое).

Глава 4 Методики посвящена определению размера вреда и подсчету убытков от сброса загрязняющих веществ со сточными водами.

Размер вреда от загрязнения водных объектов загрязняющими веществами в составе сточных вод в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства, повлекших за собой загрязнение и (или) засорение поверхностных водных объектов, в том числе аварийных (залповых) сбросов, определяется по массе сброшенного вещества по формуле:

Mi = Q × (Сф - Сд) × Т × 10-6,

(5)

где:

Mi — масса сброса i-го загрязняющего вещества, т;

i — загрязняющее вещество, в том числе для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) номенклатура загрязняющих веществ определяется согласно утвержденному в установленном порядке перечню нормируемых загрязняющих веществ в сточных водах абонентов предприятий ВКХ;

Q — расход сброса сточных вод, куб. м/ч;

Сф — средняя за период несанкционированного сброса концентрация i-го загрязняющего вещества в сточных водах, определяемая по результатам анализов аттестованной гидрохимической лаборатории как средняя арифметическая из общего количества результатов анализов за период времени Т, мг/л;

Т — продолжительность сброса с повышенным содержанием загрязняющих веществ, определяемая с момента обнаружения сброса и до его прекращения, ч; 10-6 — коэффициент пересчета массы загрязняющего вещества из мг/л в т/куб, м;

Сд — предельно допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества в створе водного объекта, мг/л, принимается равной:

а) при несанкционированном сбросе — принимается для рыбохозяйственных и культурно-бытовых водоемов исходя из целевого назначения водного объекта;

б) при превышении фоновой концентрации i-го загрязняющего вещества в контрольном створе, расположенном выше места сброса, используется его фоновая концентрация;

в) при наличии у нарушителя установленных временно согласованных сбросов (лимитов) загрязняющих веществ применяется концентрация i-го загрязняющего вещества, исходя из которой установлен данный временно согласованный сброс.

Продолжительность сброса загрязняющих веществ при нарушении законодательства в области окружающей среды и водного законодательства, в том числе при аварийных (залповых) сбросах, определяется с момента его обнаружения и до момента окончания Сброса.

Если организация, осуществляющая сброс загрязняющих веществ с повышенными концентрациями, извещает контролирующие органы о его наличии, то период продолжительности сброса определяется с момента извещения.

Расход сброса сточных вод определяется по приборам учета, а при их отсутствии — расчетным путем в соответствии с договором пользования поверхностным водным объектом и иными документами, регламентирующими порядок расчета объема сброса сточных вод.

Предельно допустимые концентрации основных загрязняющих веществ (ПДК для рыбохозяйственных и культурно-бытовых водоемов) приведены в приложении 1 к Методике. При пересмотре ПДК по отдельным загрязняющим веществам в расчетах применяются измененные значения.

При отсутствии утвержденных ПДК в расчетах используются показатели ориентировочно безопасных уровней воздействия химических веществ на водные объекты соответствующего водопользования (ОБУВ).

При загрязнении водных объектов органическими веществами производится пересчет концентрации каждого органического соединения в соответствующую ему величину БПКполн. по формуле:

Сбпк = Сов × Кбпк,

(8)

где:

Сбпк — концентрация органического вещества, выраженная в БПКполн., мг/л;

Сов — концентрация органических веществ, мг/л;

Кбпк — коэффициент пересчета концентрации органического вещества в соответствующую ему величину БПК.

Коэффициенты пересчета концентрации органического вещества в соответствующую ему величину БПК приведены в приложении 2.

При наличии данных о массе сброшенных органических веществ, выраженной в БПК5, производится пересчет этих данных в БПКполн. по формуле:

Мбпк = Мбпк5 × 1,43

(9)

где:

Мбпк5 — масса сброшенных органических веществ, выраженная в БПК5, т.

При отсутствии данных о фактическом объеме сточных вод, содержащих хозяйственно-фекальные стоки, это количество принимается равным объему воды, потребляемой предприятием для хозяйственно-бытовых нужд за весь период несанкционированного сброса сточных вод с повышенными концентрациями.

При отсутствии данных о фактической концентрации органических соединений и взвешенных веществ в хозяйственно-фекальных сточных водах при аварии на очистных сооружениях для расчета их массы используются концентрации, равные средним значениям концентраций данных загрязняющих веществ в неочищенных хозяйственно-фекальных сточных водах, поступающих на очистные сооружения при нормальном их функционировании.

Подсчет убытков от загрязнения водных объектов загрязняющими веществами в составе сточных вод.

Подсчет убытков от сброса со сточными водами загрязняющих веществ в водные объекты производится по формуле:

(10)

где:

У — убытки, руб.;

Mi — масса сброса i-го загрязняющего вещества (распределяется в соответствии с формулами (5), (6), (7) по каждому ингредиенту загрязнения), т;

Hi — такса для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов i-м загрязняющим веществом в составе сточных вод (определяется согласно таблицам 1,2), руб./т;

i — вид загрязняющего вещества;

n — количество загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами;

Зо — затраты на установление факта причинения вреда и оценку размера негативного воздействия, руб.;

Кин — коэффициент индексации, определяется исходя из уровня инфляции, установленного Правительством Российской Федерации по отношению к году, предшествующему году оценки, безразмерный.

Таблица 1. Таксы для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов загрязняющими веществами в составе сточных вод

№п/п

Вещества

Руб./т

1

Взвешенные вещества

380

2

Сульфаты

80

3

Хлориды

30

4

Азот нитратный

840

5

Азот аммонийный

19190

6

Азот нитритный

19190

7

Фосфаты (по Р)

38390

8

Железо

76780

9

Алюминий

191950

10

Цинк

767800

11

Маргайец

767800

12

Никель

767800

13

Висмут

1535590

14

Свинец

1535590

15

Кадмий

1535590

16

Хром 3+

270000

17

Хром 6+

1535590

18

Медь

7677970

19

Ртуть

800000000

20

БПКпалн

2560

21

СПАВ анионный

98000

22

СПАВ неионогенный

98000

23

СПАВ катионоактивный

76780

24

Нефть и нефтепродукты

481200

25

Фенолы

767800

В случае отсутствия таксы на определенное вещество в таблице 1, в том числе по различным органическим веществам, принимается такса по соответствующей группе веществ согласно таблице 2

Таблица 2. Таксы для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов загрязняющими веществами в составе сточных вод по группам веществ

№ группы

Группы веществ с ПДК для рыбохозяйственных водоемов в интервале

Таксы, руб./т

 

А. Неорганические

 

1

Более 20 мг/л

1600

2

От 10 до 20 мг/л

3208

3

От 0,5 до 10 мг/л

48120

4

От 0,2 до 0,5 мг/л

96240

5

От 0,1 до 0,2 мг/л

401000

6

от 0,01 до 0,1 мг/л

802000

7

Менее 0,01 мг/л

4812000

 

Б. Органические

 

8

1,0 мг/л и более

32080

9

0,1-0,9 мг/л

160000

10

0,05-0,09 мг/л

481000

11

0,006-0,04 мг/л

2566400

12

Менее 0,006 мг/л

6416000

Пятая глава Методики устанавливает порядок расчета размеров вреда и подсчета убытков в результате разливов нефти.

Методика содержит перечень способов и методов определения массы нефти, поступившей в водный объект:

а) по результатам определения массы пленочной нефти на загрязненной водной поверхности; нефти эмульгированной и растворенной в водной среде;нефти, сорбированной на взвеси; нефти на почве в береговой зоне и нефти, депонированной в донных отложениях, сорбированной на растительности;

б) по количеству нефти, собранной нефтесборными средствами при ликвидации разлива;

в) на основе экспертных оценок характера поверхности воды и внешних признаков нефтяной пленки;

г) по балансу между количеством нефти и нефтепродуктов, вылившихся вводный объект из емкости с известным объемом и количеством нефти и нефтепродуктов, оставшихся в емкости;

д) иными способами и методами расчета в зависимости от конкретных обстоятельств.

Выбор метода и обоснование достоверности полученных результатов осуществляются специалистами, определяющими размер вреда.

Определение массы нефти, поступившей в водный объект, методом инструментальных замеров.

При проведений инструментальных замеров масса нефти, поступившей в водный объект, определяется по формуле:

Мн = Мпн + Мрн,

(11)

где:

Мн — масса нефти, поступившей в водный объект, т;

Мпн — масса пленочной нефти, т;

Мрн — масса растворенной и эмульгированной нефти, т.

Масса пленочной нефти определяется по формуле:

Мпн = (Умп — Умф) × S × 10-6,

(12)

где:

Умп — удельная масса пленочной нефти на 1 кв. м поверхности воды, г/кв. м;

Умф — удельная масса фонолой нефти на 1 кв. м свободной от разлива поверхности воды, г/кв. м;

S — площадь поверхности воды, покрытая разлитой нефтью, кв. м;

10-6 — коэффициент пересчета массы нефти из граммов в тонны.

Масса растворенной и эмульгированной нефти определяется по формуле:

Мрн = (Срн — Сф) × V × 10-6,

(13)

где:

Срн — концентрация растворенной и эмульгированной нефти в водном объекте на глубине 0,3 м в зоне разлива, г/куб. м;

Сф — фоновая концентрация растворенной нефти в водном объекте на глубине 0,3 м в зоне разлива, г/куб, м;

V — объем воды, в котором к моменту инструментальных замеров растворилась и эмульгировала разлитая нефть, куб. м.

V = h × S,

(14)

где:

h — глубина отбора проб, м.

Концентрация растворенной нефти в водном объекте определяется посредством отбора проб и проведения инструментальных замеров. Данные о фоновой концентрации нефти могут быть получены в местных органах, контролирующих водные объекты, или определены по результатам лабораторных анализов проб воды, отобранных вне зоны загрязнения.

Определение массы нефти, поступившей в водный объект, по количеству собранной нефти нефтесборными средствами при ликвидации разлива.

Если известна масса собранной нефтесборными средствами нефти, то общее количество нефти, поступившей в водный объект, определяется суммированием массы собранной нефти и нефти, оставшейся в водном объекте после проведения работ по ликвидации разлива, включая пленочную и растворенную в воде.

Определение массы нефти, поступившей в водный объект, методом экспертных оценок.

В случаях, когда толщина слоя нефти в месте разлива значительно меньше 1 мм, может применяться метод экспертных оценок.

На основе экспертных оценок характера поверхности воды и внешних признаков нефтяной пленки расчет массы разлитой на поверхности водного объекта нефти производится по формуле:

Мн = Мпн = (Умп — Умф) × S × 10-6.

(15)

Значения удельной массы пленочной нефти на 1 кв. м поверхности воды принимаются по таблице 3. Возможно применение и других методов.

Таблица 3. Масса нефти на 1 кв. м водной поверхности при различном внешнем виде нефтяной пленки

Внешние признаки нефтяной пленки

Масса нефти на 1 кв. м водной поверхности, г

1. Чистая водная поверхность без признаков опалесценции (отсутствие признаков цветности при различных условиях освещенности)

0

2. Отсутствие пленки и пятен, отдельные радужные полосы, наблюдаемые при наиболее благоприятных условиях освещения и спокойном состоянии водной поверхности

0,1

3. Отдельные пятна и серые пленки серебристого налета на поверхности воды, наблюдаемые при спокойном состоянии водной поверхности, появление первых признаков цветности

0,2

4. Пятна и пленки с яркими цветными полосами, наблюдаемыми при слабом волнении

0,4

5. Нефть в виде пятен и пленки, покрывающая значительные участки поверхности воды, не разрывающиеся при волнении, с переходом цветности к тусклой мутно-коричневой

1,2

6. Поверхность воды покрыта сплошным слоем нефти, хорошо видимой при волнении, цветность темная, темно-коричневая

2,4

Определение массы нефти, попавшей в водный объект, по балансу между количеством нефти и нефтепродуктов, вылившихся в водный объект из емкости с известным объемом и количеством нефти и нефтепродуктов, оставшихся в емкости.

Если известна масса нефти и нефтепродуктов, находившихся в емкости до аварийного разлива, и масса нефти и нефтепродуктов, оставшихся после прекращения аварийного разлива, то масса нефти, поступившей в водный объект, определяется по формуле:

Мн = Мнис - Мност,

(16)

где:

Мн — масса нефти, поступившей в водный объект;

Мнис — исходная масса нефти и нефтепродуктов, находившихся в емкости с

известным объемом, т;

Мност — масса нефти и нефтепродуктов, оставшихся в емкости с известным

объемом, т.

В случае разлива нефти при производстве погрузочно-разгрузочных работ, когда количество перекачиваемой нефти фиксируется приборами, масса сброшенной нефти устанавливается по разности показаний измерительных приборов и фактического наличия нефти и нефтепродуктов в соответствующих емкостях судна.

5.1.6. Размер вреда от загрязнения и порчи земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов нефтью определяется по объему загрязненного грунта и массе испорченной почвы.

Объем загрязненного нефтью грунта и (или) испорченной почвы определяется по формуле:

Vг = Sз × hг,

(17)

где:

— объем загрязненного грунта и (или) испорченной почвы, куб. м;

— площадь загрязненной поверхности земли, кв. м;

— глубина грунта и (или) почвы, загрязненных нефтью, м.

Масса загрязненной почвы определяется по формуле:

Мп = Vг × Р,

 (18)

где:

Мп — масса загрязненного слоя почвы, т;

Р — объемная масса (плотность) почвы, г/куб, см (т/куб, м), Р составляет:

1,3 — для торфяников;

1,6 — для песчаных почв;

1,75 — для суглинков;

1,9 — для глин;

1,3 — для остальных типов почв.

Масса загрязненного грунта определяется аналогично массе загрязненной испорченной почвы с применением соответствующего типу грунта показателя его плотности.

Убытки от аварийных и несанкционированных разливов нефти определяются по формуле:

У = Нн × (Мн — Мне) × Кин + Зо + Зл + Зу + Уз + УВ,

(19)

где:

У — убытки от аварийных и несанкционированных разливов нефти, руб.; Мн — масса нефти, поступившей в водный объект, т;

Мне — масса собранной нефти; определяется по количеству нефти и нефтепродуктов, собранных нефтемусоросборщиком или другими нефтесборными средствами, т;

Нн — такса для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов нефтью в составе сточных вод; определяется согласно таблице 1; Кин — коэффициент индексации (определяется исходя из процента инфляции, установленного Правительством Российской Федерации по отношению к году, предшествующему году оценки), безразмерный;

Зо — затраты на проведение оценки причиненного вреда, определяются по фактическим затратам, включая затраты на проведение лабораторных анализов, руб;

Зл — затраты на ликвидацию последствий аварийного разлива нефти (сбор нефти и иные виды работ), руб.;

Зу — затраты на утилизацию собранной нефти и фильтрующих материалов, руб./т;

Уз — убытки, причиненные загрязнением и порчей земель в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водных объектов, вызванных попаданием нефти на берег, руб;

УВ — упущенная выгода.

Убытки (Уз), причиненные загрязнением и порчей земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос, рассчитываются в соответствии с Методикой исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы, утвержденной распоряжением мэра Москвы от 27 июля 1999г. №801-РМ, или по фактическим затратам на ликвидацию негативных последствий, включая затраты на вывоз, утилизацию загрязненного грунта и (или) почвы и образовавшихся отходов, затраты на приобретение растительного грунта взамен испорченной почвы и проведение рекультивации в полном объеме.

Для подсчета убытков от утилизации загрязненного нефтью грунта может использоваться такса (Ну), приведенная в Методике, с учетом коэффициента индексации.

Объем загрязненного грунта, площадь загрязненной поверхности земли водоохранных зон и прибрежных защитных полос, масса уничтоженного или поврежденного слоя почвы определяются в соответствии Методикой (см. выше).

Упущенная выгода рассчитывается исходя из фактических затрат средств Москвы на оценку размера негативного воздействия, ликвидацию негативных последствий, восстановление водного объекта и земель его водоохранных зон и прибрежных защитных полос и ставки Центрального банка Российской Федерации по привлечению рублевых депозитов на максимальный срок (3 месяца):

УВ = (Зо + Зл + Зу + Уз) × (СЦБ/360/100) × 90,

(20)

где:

СЦБ — ставка Центрального банка Российской Федерации по привлечению рублевых депозитов на максимальный срок (3 месяца), %.

В случае если работы по сбору нефти и ликвидации негативных последствий по каким-либо причинам не проводятся, подсчет убытков определяется по формуле:

У = S × Нан + Мн × Ну × Кин,

(21)

где:

S — площадь поверхности воды, покрытая разлитой нефтью, кв. м;

Нан — такса для исчислений размера убытков при ликвидации аварийного разлива нефти; определяется в соответствии с пунктом 3.8;

Ну — такса для исчисления размера убытков при утилизации нефти, фильтрующих материалов, загрязненного нефтью грунта, мусора и иных предметов (расчет этой величины см. выше).

Определение размера вреда и подсчет убытков от сброса в водные объекты загрязняющих веществ с хозяйственно-фекальными сточными водами с судов осуществляется на основании Главы 6 Методики.

Размер вреда и убытков от сброса загрязняющих веществ в составе хозяйственно-фекальных сточных вод в водные объекты с судов определяется по емкости для хозяйственно-фекальных сточных вод.

Объем сброшенных хозяйственно-фекальных сточных вод в водные объекты с судов определяется по объему емкости для их сбора, который соответствует техническим характеристикам судна, в случае установления факта отсутствия (срыва) пломбы на дайной емкости, установленной органами Госсанэпиднадзора России.

Подсчет убытков от загрязнения водных объектов загрязняющими веществами, сброшенными в составе хозяйственно-фекальных вод с судов.

Подсчет убытков от загрязнения водных объектов веществами, сброшенными в составе хозяйственно-фекальных вод с судов, осуществляется по таксам (Нхф).

Таксы для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов хозяйственно-фекальными водами, сброшенными с судов

Объем накопительной емкости для сбора хозяйственно-фекальных сточных вод на судне, куб. м

Такса для исчисления размера вреда и убытков от сброса фекальных сточных вод с судна (Нхф), руб.

До 2,2

4000

2,2-250

10000

Свыше 250

20000

Определению размеров вреда и подсчет убытков от засорения водных объектов затопленными судами и иными предметами посвящена глава 7.

Тоннаж брошенных, полузатопленных и затопленных судов, плавсредств определяется по данным, полученным из актов инженерно-водолазного обследования судов, плавсредств и иных предметов, актов освидетельствования судна Московской инспекцией Речного регистра Российской Федерации, инженерно-технических характеристик судна, плавсредства и иных источников.

При этом, убытки от засорения водных объектов затопленными судами и иными предметами определяются в размере затрат по подъему судов (плавсредств) и иных предметов, затрат на их вывоз, утилизацию и (или) размещение на полигонах, а также упущенной выгоды либо по таксам, приведенным в Методике.

При подсчете убытков по таксам применяется формула:

Ус = Не × В × Кин,

(23)

где:

Ус — убытки от засорения водных объектов затонувшими судами и иными предметами, вышедшими из эксплуатации, руб.;

Не — такса для исчисления размера убытков при подъеме затонувших судов и иных предметов, вышедших из эксплуатации, руб./т., принимается равной 30 000 руб./т;

В — тоннаж брошенных, полузатопленных и затопленных судов, плавсредств и иных предметов, вышедших из эксплуатации, т;

Кин — коэффициент индексации, определяется исходя из процента инфляции, установленного Правительством Российской Федерации по отношению к году, предшествующему году оценки, безразмерный.

При подсчете убытков на основе затрат по подъему судов (плавсредств) и иных затопленных предметов составляется смета расходов по основным видам работ.

При формировании сметы определяются основные виды и объемы работ, разрабатывается проект их выполнения, определяются методы и технологии работ; составляются: ведомость потребности в основных строительных машинах, механизмах и оборудовании, пообъектные и локальные сметы работ; рассчитываются индивидуальные единичные расценки на отдельные конкретные виды работ.

К основным видам работ по подъему судов (плавсредств) и иных затопленных предметов Методика относит:

а) подготовка территории:

— очистка участка от мусора и завала бревен;

— подготовка под устройство разделочной площадки и временной дороги(снятие растительного слоя, равнение площадей, отсыпка привозного песка);

— устройство площадки и временной дороги — укладка железобетонных плит;.

б) создание временных зданий и сооружений;

в) демонтаж плавсредства:

— очистка от бытового мусора и зачистка плавсредства с вывозом мусора на свалку;

— перерезание плавсредства на части с перестановкой их на разделочную площадку (вытягивание плавсредства лебедкой на берег и подтягивание его на разделочную площадку);

— резка частей на металлолом с транспортировкой автотранспортом к месту складирования;

г) восстановление нарушенного участка местности:

— разборка покрытия из Железобетонных плит;

— равнение поверхности бульдозером после подтаскивания плавсредства к разделочной площадке;

— возврат растительного слоя.

С целью ликвидации негативных последствий, наносимых окружающей среде, в проектных решениях предусматриваются затраты на мероприятия, связанные с:

— подготовкой территории, исключающей уничтожение и загрязнение растительного слоя;

— рекультивацией территории после выполнения работ. Иные работы.

Величина упущенной выгоды (УВ) в данном случае определяется на основании данных о фактически произведенных затратах и ставки Центрального банка Российской Федерации по привлечению рублевых депозитов на максимальный срок (3 месяца):

УВ = З × (СЦБ/360/100) × 90,

(24)

где:

З — фактически произведенные затраты на подъем судна и иных затонувших предметов, включая вывоз, утилизацию и (или) размещение на полигонах отходов;

СЦБ — ставка Банка России по привлечению рублевых депозитов на максимальный срок (3 месяца), %.

При засорении водных объектов в результате захоронения в них производственных и бытовых отходов, сброса мусора со стационарных источников загрязнения и с судов размер вреда определяется по объему собранных производственных и бытовых отходов и (или) по степени загрязненности воды плавающим мусором, определяемой визуально по шкале, приведенной в таблице 4.

Убытки, при этом, определяются в размере затрат на очистку водоема от мусора и на вывоз, утилизацию и (или) размещение собранного мусора на полигонах либо по таксам, приведенным в пункте 3.8 Методики

В случае размещения мусора на полигонах убытки от засорения ими водных объектов определяются по формуле:

Ум = Нм × Б × S × Кин + Зрм,

(25)

где:

Ум — затраты на ликвидацию последствий от засорения водных объектов мусором, руб ;

Нм — такса для исчисления размера убытков при уборке мусора с поверхности водного объекта, руб./кв м;

Б — безразмерная величина, характеризующая степень загрязненности в баллах (табл 4);

S — площадь акватории, загрязненная мусором, кв. м;

Зрм — затраты на размещение мусора на полигонах.

Таблица 4. Шкала визуальной оценки степени загрязненности воды плавающим мусором

Оценка степени загрязненности воды плавающим мусором в баллах, Б

Внешний вид поверхности воды

0

Чистая поверхность, на открытой акватории площадью 100 кв. м наблюдаются отдельные небольшие скопления мелкого мусора общей площадью не более 0,01 кв. м

1

На площади 100 кв. м открытой акватории наблюдаются отдельные небольшие скопления мусора общей площадью не более 1 кв. м, отдельные предметы с размерами по любому направлению не более 25 см

2

На площади 100 кв. м открытой акватории наблюдаются отдельные скопления мусора площадью не более 2 кв. м, отдельные предметы, размер которых по любому направлению не превышает 50 см

3

На площади 100 кв. м открытой акватории наблюдаются скопления мусора общей площадью до 5 кв. м, отдельные предметы, размер которых не превышает 1 м по большей стороне, скопления мусора в углах, тупиках и у наветренной стороны причалов при ширине загрязненной полосы до 0,5 м

4

На площади 100 кв. м открытой акватории наблюдаются скопления мусора общей площадью до 10 кв. м, значительное количество предметов, размер которых не превышает 1,5 м по большей стороне, в тупиках, углах и у наветренной стороны причалов скопления мусора с шириной загрязненной полосы до 1 м

5

На площади 100 кв. м открытой акватории наблюдаются скопления мусора общей площадью более 10 кв. м. Крупные предметы размером по большей стороне свыше 1,5 м, в углах, тупиках и у наветренной стороны причалов скопления мусора с шириной загрязненной полосы более 1 м

Приложение 1 к Методике. Предельно допустимые концентрации основных загрязняющих веществ (для рыбохозяйственных и культурно-бытовых водоемов)

№п/п

Группы веществ

ПДК рыбохоз. в мг/л (г/куб. м)

ПДК культ.-быт. в мг/л (г/куб, м)

1

Взвешенные вещества

10

10,75

2

Сульфаты

100

500

3

Хлориды

300

350

4

Азот нитратов

40 по NO, 9 по 3 азоту

40 по NO, 9 по 3 азоту

5

Фосфор фосфатов

0,05 для олиготрофных водоемов, 0,15 для мезотрофных, 0,2 для эфтрофных

0,05

6

Фосфор общий

0,0001

7

Алюминий

0,04

0,5

8

Железо

0,1

0,3

9

Кадмий

0,005

0,001

10

Марганец двухвалентный

0,01

0,1

11

Сероводороды и сульфиды

12

Азот нитритный

0,08 по NO, 2 0,02 по азоту

1,0

13

Бор

0,5

0,5

14

Никель

0,01

0,1

15

Свинец

0,006

0,03

16

Висмут

0,006

0,03

17

Хром 3+

0,07

0,5

18

Хром 6+

0,002

0,05

19

Цинк

0,01

5,0

20

Медь

0,001

1,0

21

Стронций

0,4

7,0

22

Азот аммонийный

0,5 no NH, 4 0,39 по азоту

2,0

23

Жиры

24

СПАВ анионоактивный

0,5

25

СПАВ неионогенный

0,1

26

СПАВ катионоактивный

27

Нефть и нефтепродукты

0,05

0,3

28

Формальдегид

0,1

0,05

29

Бензол

0,5

0,5

30

Толуол

0,4

0,5

31

Ацетон

0,05

0,05 (нормируется по БПК и растворенному кислороду)

32

Фенол

0,001

0,001

33

Ртуть

0,00001

0,0005

Приложение 2 к Методике. Таблица пересчета концентрации органических веществ в величину БПКполн.

Вещества

Кбпк - коэффициент пересчета

Вещества

Кбпк — коэффициент пересчета

1. Спирты

 

4. Другие вещества

 

Аллиловый

1,5

Глюкозы

0,5

Бутиловый

1,4

Сахар

0,5

Метиловый

1,0

Гликоль

1,3

Н-оактиловый

1,2

Лейцин

2,1

Этиловый

1,8

Метакрилалид

0,9

Оксановый

1,5

Винилацетат

1,0

Этилен-хлоргидрин

0,5

Диметилформамид

0,1

Этилендиамин

2,1

Мочевина

2,1

2. Эфиры:

 

Бензол

1,1

Ацетоуксусный

1,5

Спирол

1,6

Уксусно-этиловый

1,5

Метилстирол

1,6

Этиловый

0,5

Оаминофенол

1,1

Изобутилацетат

2,0

Окреозол

1,4

Формальдегид

0,7

Резорцин

1,6

Ацетальдегид

1,1

Пирокатехин

1,5

Кротоносный альдегид

2,1

Гидрохинол

1,5

Ацетон

1,7

Анилин

0,5

Ацетамид

1,9

Канифолевое масло

1,9

Акролеин

0,5

Трикризилфосфат

1,2

3. Кислоты

 

Трибутилфосфат

1,3

Акриловая

0,8

Ди-2, этилгексил (фенилфосфат)

0,1

Бензойная

1,7

Нилфосфат

0,1

Дихлоруксусная

0,2

Диэтиламин

1,3

Масляная

1,5

Керосин-бензол

0,2

Монохлор-уксусная

0,3

Диэтиленгликоль

0,2

Муравьиная

0,3

Аспарагин

1,6

Пальметиновая

2,0

Изопрен

0,5

Стеариновая

1,8

Диметилдиоксан

0,4

Уксусная

0,9

Метилбутадион

1,3

Дэталеновая

1,0

Глицерин

0,9

В заключение стоит отметить, что многочисленные методики и инструкции, инструктивно-методические указания по расчетам платы за загрязнение окружающей среды или ее отдельных объектов не применяются судами для оценки реального ущерба, нанесенного конкретным природным объектам, в том числе водным объектам (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 мая 2004г. №А43-5345/2003-23-150). При разрешении исков по взысканию ущерба, нанесенного водным объектам, суды обращают внимание на следующие факты. Во-первых, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать наличие вреда, его размер, противоправность поведения и вину причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. И во-вторых, необходимо доказать причинно-следственную связь между именно произошедшим конкретным событием и фактом причинения вреда поверхностным/подземным водам (см.: Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (постановление ФАС Северо-западного округа от 12 сентября 2000г. №А05-5471/99-328/ 8)).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Monday, 20-Jan-2014 04:50:07 UTC