Статья 28. Бассейновые округаСтатья 28. Бассейновые округа 1. Бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. 2. В Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов: 1) Балтийский; 2) Баренцево-Беломорский; 3) Двинско-Печорский; 4) Днепровский; 5) Донской; 6) Кубанский; 7) Западно-Каспийский; 8) Верхневолжский, 9) Окский; 10) Камский; 11) Нижневолжский; 12) Уральский; 13) Верхнеобский; 14) Иртышский; 15) Нижнеобский; 16) Ангаро-Байкальский; 17) Енисейский; 18) Ленский; 19) Анадыро-Колымский; 20) Амурский. 3. Границы бассейновых округов утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Комм. Бринчук М.М. 1. Общий обзор статьи. Статья состоит из трех частей. В первой устанавливается бассейновый принцип организации и осуществления управления в области использования и охраны вод в Российской Федерации. Согласно статье 3 ВК РФ регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход) относится к основным принципам водного законодательства (см. комментарий к ней). Во второй дан перечень бассейновых округов. Третья часть содержит отсылочную норму о порядке определения границ бассейновых округов. 2. История формирования бассейнового подхода. Рациональное использование и охрана вод в стране обеспечивается на основе единых правовых требований, установленных Водным кодексом. Бассейновый принцип управления в данной сфере позволяет учитывать региональные природно-климатические, экологические и иные особенности в управленческой практике. На бассейновый подход к организации использования и охраны вод было обращено внимание давно. Как писал профессор О.С.Колбасов, еще на ранних стадиях крупных законопроектных работ в области советского водного законодательства (1925—1929гг.) было замечено, что в отличие от земли, ее недр и лесов, которые без всякого ущерба для их правильной эксплуатации могут быть поделены между республиками, краями, областями и районами, воды не поддаются такому делению. В силу присущих им естественных свойств природные запасы воды на более или менее обширных площадях, нередко простирающихся в пределах территорий нескольких смежных республик, краев, областей и районов, оказываются в неразрывной взаимосвязи, образуя так называемые бассейны крупных рек и других водоемов. Каждый из таких водных бассейнов представляет собой некоторое единство в физическом и хозяйственном отношениях, поскольку характер пользования водами в одной части бассейна, как правило, в той или иной степени влияет на состояние бассейна в целом и может ухудшить или улучшить условия водопользования в других его частях. Это обстоятельство приводит к необходимости рассматривать водный бассейн как единый объект государственного управления независимо от границ административно-территориальных образований, лежащих на площади бассейна1{Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. — М.: Юрид. лит., 1972. — С.128.}. Водный кодекс 1995г. бассейновый принцип относил к основным принципам государственного управления в области использования и охраны водных объектов (ст.69). Он был сформулирован следующим образом: «...сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов)». Кодекс содержал также подробные требования по бассейновым соглашениям о восстановлении и охране водных объектов (с.120). Научному обоснованию подходов к обеспечению правовой охраны окружающей среды на основе бассейнового принципа были посвящены монография проф. А.М.Муртазалиева «Правовая охрана окружающей среды в бассейне Каспийского моря» (Махачкала, 1997) и другие работы. 3. Обязательность создания бассейновых органов — требование водного законодательства Российской Федерации. Согласно части 1 для организации рационального водопользования и охраны вод должны создаваться бассейновые округа. При этом именно они являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов. Из этой нормы Кодекса следует, что помимо бассейновых округов, являющихся основными единицами управления в области использования и охраны водных объектов, есть территории с водными объектами, которые не отнесены к основным единицам управления. Это территории вне перечисленных в самом Кодексе речных бассейнов. Пунктом 1 определяется структура бассейновых округов: они состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. Согласно статье 1 ВК РФ речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро (см. комментарий к ней). 4. Перечень бассейновых округов. Он дан в части 2 и является исчерпывающим. В Российской Федерации, таким образом, создано 20 бассейновых округов. При их создании учитывались не только естественно-природные критерии, но и особенности административно-территориального деления страны, а также управление водными ресурсами России. Из этой нормы вытекает, что решение об образовании новых бассейновых округов должно оформляться федеральным законом, а не подзаконным актом. 5. Границы бассейновых округов. Для обеспечения управления пользованием и охраной вод на основе бассейнового принципа решается вопрос о границах бассейновых округов. Согласно части 3 границы бассейновых округов утверждаются в порядке, установленном федеральным Правительством. Соответствующие акты (постановления) разрабатываются и принимаются с учетом мнения субъектов Российской Федерации и органов управления в области рационального использования и охраны водных объектов. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |