AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей


Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Комм. Опарин В.Н.

Комментируемая статья является логическим продолжением статей 14.4, 14.5 и 14.7 КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за нарушения законодательства о защите прав потребителей.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» разъясняет, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, — с другой стороны.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке. Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. В случае если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей или недостаточно полной информации.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребитель должен быть об этом информирован.

Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя. При этом Закон не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения.

Так, информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения определяются законами, например, Федеральным законом от 10 января 2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст.85), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (ст.99), а также иными правовыми актами, например, постановлениями Правительства РФ от 15 апреля 1996г. №435 «Об утверждении Порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства», от 23 апреля 1997г. №481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний», от 15 августа 1997г. №1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке», от 19 декабря 1997г. №1597 «О порядке доведения до потребителей информации о происхождении пива, ввозимого на территорию Российской Федерации». В частности, перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством РФ. К ним относятся, например, постановления Правительства РФ от 6 июня 1998г. №569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», от 2 марта 2005г. №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» и др.

Требования к маркировке товара — месту ее нанесения (непосредственно на товаре, на ярлыках, этикетках, таре и т.п.) и содержанию — устанавливаются государственными стандартами, которые являются обязательными для соблюдения изготовителями товаров.

В тех случаях, когда названными выше документами способ доведения информации до потребителя не определен, она должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет административную ответственность по части 2 ст.14.8 КоАП РФ.

Статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяет недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст.14.8 КоАП РФ.

Гражданским кодексом РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ, предоставляемых потребителю. Так, в статьях 621 и 684 указанного акта речь идет о преимущественных правах арендатора и нанимателя на заключение договора аренды и найма на новый срок. В статье 786 ГК РФ установлены льготы для пассажиров; например, возможность перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях, провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм, сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматривают органы, уполномоченные в сфере защиты прав потребителей, а о правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена частями 1 и 2, — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица указанных выше органов.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:14 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"