Алексеев Сергей Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Алексеев
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот год 1868 |
Сын философа А.А.Козлова ("Алексеев" = "сын Алексея"; см. Л. "ИРФ". С.443).
Род. в Москве.
Окончил физико-математический факультет и философское отделение Петербургского. университета. Сначала работал экспертом по химии, затем занялся академической деятельностью, исследованием проблем философии.
В 1902 - один из авторов сборника "Проблемы идеализма".
С 1908 - член Петербургского религиозно-философского общества. За работу "Мысль и действительность" получил степень магистра философии в Москофском университете. Действительный член Психологического общества.
В 1918-1920 жил в Казани.
Вернувшись в Петроград, участвовал в работе Философского общества, сотрудничал в журнале "Мысль" (1922), альманахе "Литературная мысль" (1922-1925).
До серередины 20-х годов - профессор Политехнического института.
В 1921 основал тайное религиозное и философское общество, известное как общество С.А.Аскольдова.
В 1926 оно было переименовано в "Братство св. Серафима Саровского". В 1928 члены братства были арестованы. Алексеев сослан в Коми АССР (Зырянский край).
С 1935 получил возможность жить в Новгороде, где преподавал математику в средней школе.
Во время войны находился в оккупации.
В 1944 с оккупированной территории уехал в Ригу, позже жил в Праге, Берлине.
В 1944 получил премию за книгу "Критика диалектического материализма".
Умер в Германии в мае 1945 (его семья всю войну прожила в Ленинграде). Н.П.Ильин (Мальчевский) свидетельствует о последних днях жизни С.А.Алексеева: "разгром Германии застает Аскольдова в Потсдаме, старинной резиденции прусских королей - т.е. в советской оккупационной зоне. Его арестовывают, отпускают, приходят арестовывать снова - но уже не застают живым. Смерть пришла к нему (или он сам пришел к ней?) в середине мая 1945 г." (От отца к сыну // С.А.Аскольдов. Алексей Александрович Козлов. СПб., 1997. С.22).
Философские взгляды Алексеева формировались под сильным влиянием панпсихизма и персонализма А.А.Козлова. Главное внимание уделял теории познания. Критиковал представление о "гносеологическом субъекте" за его "безличность", подмену индивидуального сознания сознанием вообще; познающий субъект есть субъект индивидуальный. А.Ф.Лосев подчеркивает, что в своих собственных взглядах Алексеев "исходит из учения о чистом опыте как чистом доструктурном качественном основании познания, обладающем непознаваемой и алогичной формулировкой последнего" (Русская философия // "ОИРФ". С.91).
Алексеев развивал учение о трансцендентности предмета знания и в этой связи - о символичности нашего познания. Гносеологию связывал с проблемами онтологии. Считал, что обычное понимание пространства (как внешнего протяжения вещей) является бедным и символическим, не использующим всего богатства чистого опыта в этой сфере бытия. Как отмечает В.В.Зеньковский, книге Алексеева "Мысль и действительность" "должна быть признана очень ценной по ясности и тонкости анализов в области труднейших вопросов современной гносеологии". Учение о взаимодействии душ лежит в основе его онтологии.
Алексеев считал, что наряду с обычным временем существует более высокая временная система, в которой прошлое не исчезает, но сохраняет свою жизненность наряду со все растущим новым содержанием. В области бытия, где время относится к этому типу, "вырвано жало смерти".
Отец - Козлов Алексей Александрович [20.02.1831-12.03.1901] - философ, публицист и издатель, один из первых персоналистов в России
Дети:
Козлов Сергей Алексеевич [__.__.1871-23.05.1945][род.1871г.] - До серередины 20-х годов - профессор Политехнического института
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх