Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизеСтатья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Комм. Куянова А.В. Цель комментируемой статьи — охрана конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством обеспечения надлежащего поведения лиц, связанных с реализацией проектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Сфера ее применения касается не только субъектов, непосредственно участвующих в процедуре государственной экологической экспертизы (заказчики, эксперты, работники органов, уполномоченных на организацию проведения экспертизы), финансовых и кредитных учреждений, но и тех граждан, чьи интересы затрагиваются или могут быть затронуты реализацией проектов. Под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст.1 Федерального закона от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в действ. ред.). Порядок проведения экологической экспертизы предусмотрен постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996г. №698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и Регламентом проведения экологической экспертизы, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 17 июня 1997г. №280. Часть 1 ст.8.4 Кодекса предусматривает два самостоятельных состава правонарушения: 1) невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы и 2) финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения. Объективная сторона невыполнения требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы — это деяние, совершаемое чаще всего в виде бездействия и состоящее в непредставлении заказчиком материалов для экспертизы, осуществлении им хозяйственной деятельности без прохождения процедуры экспертизы и получения заключения; в случае поступления материалов от заказчика — в уклонении должностных лиц от организации проведения экологической экспертизы (например, не создается экспертная комиссия); в нарушении сроков, т.е. в подаче материалов на экспертизу уже после начала работ или одновременно с началом работ по реализации рассматриваемого проекта, не дожидаясь заключения. Субъектами невыполнения требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы могут быть граждане и юридические лица, как заказчики, так и реализующие объект, подлежащий государственной экологической экспертизе, а также должностные лица органов, принимающих решение о реализации объекта без прохождения процедуры государственной экологической экспертизы или до нее, а равно должностные лица органов, уполномоченных на организацию проведения государственной экологической экспертизы. Субъектами правонарушения, выразившегося в финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения, могут быть банковские и кредитные учреждения, их должностные лица, осуществившие финансирование, а также граждане, должностные лица и юридические лица, приступившие или реализовавшие объект без положительного заключения государственной экологической экспертизы. В части 2 ст.8.4 Кодекса содержится состав, смежный с составом, предусмотренным статьей 8.5 этого Кодекса «Сокрытие или искажение экологической информации». В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу, заказчик обязан предоставить не только соответствующую по форме и содержанию документацию по проекту, программе или иному объекту государственной экологической экспертизы в требуемом законодательством объеме, но и другие материалы, расчеты, сведения, дополнительные разработки по запросу экспертов, а в необходимых случаях — и материалы оценки воздействия на окружающую среду. Деятельность заказчика по реализации объекта должна соответствовать документации, представленной им на экспертизу, и не выходить за рамки оценок, сформулированных в положительном заключении. Объективная сторона данного правонарушения состоит в отступлении (полном или частичном) от указанной документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения работ и т.п. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица организаций, реализующих объект экспертизы, юридические лица. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.8.4 Кодекса, включает деяние, состоящее в отказе от регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано, если: 1) общественная экологическая экспертиза ранее дважды была проведена в отношении данного объекта; 2) общественная экологическая экспертиза проводится в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; 3) регистрация общественной организации (объединения) осуществлена с нарушением законодательства; 4) общественная организация (объединение) не имеет права проводить общественную экологическую экспертизу; 5) в заявлении отсутствуют (или искажены) данные о наименовании, юридическом адресе, уставной деятельности, составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы и ее сроках (ст.24 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Субъект правонарушения по части 3 ст.8.4 КоАП РФ — должностное лицо органа местного самоуправления. Наступления вредных последствий ни по одному из содержащихся в комментируемой статье составов правонарушений не требуется. Любое из деяний, предусмотренных в ней, считается оконченным с момента совершения действия (бездействия). Протоколы об административных правонарушениях составляют и дела о них рассматривают уполномоченные должностные лица органов, уполномоченных в сфере государственного экологического надзора. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |