Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектовСтатья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Комм. Куянова А.В. Целью комментируемой нормы является охрана административно-правовыми средствами технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет обязанность соблюдения экологических правил и требований, направленных на минимизацию экологического риска и уменьшение потенциальной угрозы окружающей среде. Правила охраны окружающей среды закреплены в федеральных законах от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24 апреля 1995г. №52-ФЗ «О животном мире», от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Водном кодексе Российской Федерации от 16 ноября 1995г., Лесном кодексе Российской Федерации от 29 января 1997г. и других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, в том числе в санитарных правилах, стандартах (ГОСТах), инструкциях и методических письмах, имеющих нормативный характер, а также в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Под экологическими требованиями донимаются требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные вышеперечисленными и иными нормативными правовыми актами. Так, общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов сформулированы в уже упомянутом Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи определены Правительством РФ в постановлении от 13 августа 1996г. №997. В частности, в статье 34 этого Закона предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий и сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Производство работ по тексту комментируемой статьи включает процессы проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объекта, но по ее смыслу может охватывать и любые иные этапы производства работ, независимо от их места в технологическом процессе и наименования. Это означает, что любой этап производства работ должен осуществляться только на основе законного управленческого решения, принимаемого управомоченными лицами или органами в установленном порядке. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, из которой исходит российское экологическое законодательство (ст.3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»), требует при принятии указанных законных управленческих решений о производстве работ обязательного проведения государственной экологической экспертизы с получением оценки воздействия на окружающую среду. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке, перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Федерации (ст.11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе») являются исчерпывающими. Комментируемая статья вводит формальный общий состав нарушения экологических требований и представляет собой аналог материального состава экологического преступления, предусмотренного статьей 246 Уголовного кодекса РФ. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме упомянутого выше Федерального закона этапов производственной деятельности. Наступление вредных последствий от противоправных действий не является обязательным. Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в нарушении правил при производстве работ, перечисленных диспозицией комментируемой статьи. Нарушение правил в виде действия может состоять, например, в использовании не предусмотренных правилами методик расчета, запрещенных технологических процессов, осуществлении деятельности, которая не соответствует условиям разрешений и лицензий, а в виде бездействия — в невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных правилами охраны окружающей среды (в частности, в неполучении или игнорировании информации, учет которой необходим при принятии соответствующих хозяйственных и иных решений, отказе от проведения государственной экологической экспертизы либо невыполнении требований, содержащихся в ее заключении, отказе от строительства необходимых очистных сооружений, непроведении контрольных замеров и т.п.). Субъектами комментируемого правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица. Субъективная сторона — вина в форме умысла или неосторожности. Протоколы об административных правонарушениях составляют и дела о них рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в сфере государственного экологического контроля. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |