Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумовСтатья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов 1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. 2. Непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Комм. Головко В.В. Комм. Хесин Б.Л. Правонарушение посягает на установленный порядок участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдума. Следует отметить, что ответственность за нарушение порядка опубликования агитационных и других информационных материалов, предусмотренного не законодательством о выборах, а договором между средством массовой информации и зарегистрированным кандидатом (уполномоченным представителем избирательного блока или избирательного объединения) на предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей предвыборной агитации и другого информирования избирателей на платной основе носит гражданско-правовой характер и наступает по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов (ст.44 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Важнейшее отличие информирования избирателей от предвыборной агитации состоит в том, что оно носит нейтральный характер, не связано ни с положительной, ни с отрицательной оценкой кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, комментированием их действий, тогда как предвыборная агитация направлена прежде всего на то, чтобы побудить избирателей голосовать за того или иного кандидата, избирательное объединение, избирательный блок или против них. Информационное обеспечение выборов, референдумов соответствующего уровня осуществляется государственными, муниципальными и негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий. Как указывалось выше, публикуемые материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов, могут быть агитационными (содержащими признаки предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума) и неагитационными (официальными и иными информационными материалами, не содержащими признаков агитации). В периодических печатных изданиях, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов (неагитационных материалов), не могут публиковаться агитационные материалы, а также материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума. Нормативными правовыми актами федерального уровня устанавливаются случаи, когда обязательному опубликованию подлежат те или иные документы, связанные с назначением или проведением выборов и референдумов на территории Российской Федерации. Так, в силу пункта 2 ст.10, пункта 6 ст.15, пункта 7 ст.18, пункта 7 ст.19, статьи 72 названного Федерального закона подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации решение о назначении различных выборов в органы государственной власти или органы местного самоуправления, решение о назначении референдума, схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования, результаты выборов и референдума. Аналогичные нормы содержатся и в законодательстве субъектов Федерации. При выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы ЦИК России осуществляет официальное опубликование в средствах массовой информации результатов выборов. Официальному опубликованию подлежат, в частности, полные данные протоколов всех избирательных комиссий об итогах голосования и о результатах выборов. Порядок опубликования (обнародования) решения, принятого на референдуме Российской Федерации, установлен статьей 82 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Протоколы всех территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в местной печати комиссиями субъектов Федерации по проведению референдума Российской Федерации. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание, и(или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны в соответствии с пунктом 18 ст.20 указанного Федерального закона предоставлять избирательным комиссиям и комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном законодательством, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет). Определенный порядок установлен и в отношении опубликования материалов, касающихся результатов опросов общественного мнения. Так, при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (обнародование), обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет). Несоблюдение данного порядка влечет за собой признание материалов, содержащих сведения об опросах общественного мнения, агитационными и ответственность за нарушение порядка опубликования агитационных материалов (например, в соответствии со статьей 5.10 КоАП РФ). Агитационными являются информационные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель и т.д.) либо агитации по вопросам референдума. Общий порядок опубликования агитационных материалов в средствах массовой информации регламентирован статьями 49—52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Объективная сторона административного правонарушения выражается в действиях (бездействии) средства массовой информации или его ответственного должностного лица, повлекших нарушение установленного порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума. Субъектом правонарушения может быть как должностное лицо средства массовой информации — главный редактор, заместитель главного редактора, редактор отдела и др., так и юридическое лицо — средство массовой информации, например периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма и т.д. Кроме того, в отличие от прежней редакции комментируемой статьи, теперь субъектом данного правонарушения может быть и гражданин (например, в случае нарушения им порядка опубликования тех или иных материалов в сети Интернет). Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями. Протоколы об административных правонарушениях составляют члены избирательной комиссии, комиссии референдума, с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, а также органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |