AZ-libr.ру

информационный портал





Шевелёв Александр Александрович
[13.07.1934-30.10.1993]

  Другие персоны с фамилией Шевелёв
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 13.07
Кто родился в этот год 1934

       [13.7.1934, д. Крисилино Калужской обл.— 30.10.1993, Петербург]
       — поэт.
       Родился в крестьянской семье. В детстве Шевелёв воспринял «трепетное отношение к российским просторам, к лесам и полям, зорям и закатам, ночным грозам и грибным дождям — ко всему тому, что зовется Россией» (Поклонение слову. С.7). В годы оккупации семья скрывалась в лесных деревнях. После школы обучался в ремесленном училище в Новомосковске, затем в техникуме индустриальной промышленности в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт точной механики и оптики (1961). Работал в НИИ им. Крылова.
       Стихи начал писать рано, первая публикация — в 1955. В 1960-е Шевелёв печатается в Ленинградской газете «Смена», затем во многих периодических изданичх. Член СП России с 1970. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького (1973). Работал на ленинградской студии телевидения и студии документальных фильмов, на радио, заведующим литературной частью Театра драмы им. А.С.Пушкина, в редакции журнала «Аврора». В 1970-80-е активно участвовал в общественной борьбе в защиту национальной культуры, оказывал поддержку соратникам и начинающим поэтам, способствовал выходу книг молодых литераторов, руководил творческими семинарами и литобъединениями.
       После выхода в 1966 первого сборника «Август» (с предисл. В.Шефнера) талант Шевелёва был признан и критиками, и читателями. Эпиграфом к его творчеству могут служить строки: «Душа моя не огрубела, / Она совсем не помнит зла. / Она простые песни пела. / Земные делала дела». Шевелёв сформировался под влиянием «тихой» лирики 1960-х. «По призванию Шевелев был поэт-лирик, проникновенный пейзажист. Он чутко ощущал русскую природу, русскую душу, поэтизировал гармонию мира, будничность, простоту и тепло внешне непримечательного человеческого бытия, в котором все скоротечно, преходяще, все — неповторимо и важно» (Любомудров М.— С.442).
       Уже в ранних стихах Шевелёва критики отмечали убедительную точность и четкость образа, кинематографичность стиховой палитры Шевелёва: «в ней есть немало словесно-изобразительных приемов, сходных с приемами современного лирического экрана» (Золотцев Ст. «Я сам искал свою дорогу» // Звезда. 1980. №5. С.222). Шевелёв вошел в литературу как «поэт, владеющий искусством лирической паузы, умеющий углубленно вслушиваться в затаенную жизнь природы» (Хмельницкая Т. О первых книгах // День поэзии 1967. Л., 1967. С.143).
       Герои лирики Шевелёва — деревенские люди, которых поэт любит нежно и скромно. «Шевелева отличает редкое внимание к старикам, к их мудрости и красоте... понимание чужих печалей и забот, сочувствие людям» (Кушнер А. [Рец.: «Гончарный круг», «Нежность земли»] // Звезда. 1970. №10. С.217). Поэта пленяют задумчивые тихие пейзажи. Деревенский мир для Шевелёва неисчерпаем и прекрасен во всех своих подробностях и явлениях. Этот мир перерастает свои рамки и соседствует с мирозданьем: «И центр всему — земная ось / Торчит у дальнего сарая». Оригинальность и самобытность мировидения Шевелёва — в сопряженности извечно-мирового, природного и повседневно-бытового («Где горизонта полоса холмы расставит, как посуду»). «Это живой мир, но он же подобен вымыслу и чуду. Стирается граница между житейским и житийным, бытом и бытием, явью и поверьем» (Пикач А. 1998. С.406).
       Поэзия Шевелёва проникнута космическим ощущением мира, в ней присутствуют есенинские мотивы, ощутимо влияние Фета, Бунина, Тютчева, позднего Заболоцкого. Лирико-философские ориентиры Шевелёва — «дорога» и «звезда», которые воспеты во множестве стих. Поэт способен словно раствориться в мире, ему важно остановить мгновение, чтобы полнее пережить его. Живописуя дали и грозы, звезды и метели, Шевелёв отражает состояния своей души, пытается уловить неуловимое. Отсюда затаенность, недосказанность его стихов.
       Сквозной мотив поэзии Шевелёва — удивление перед миром и его загадкой, благоговение перед таинством жизни. В его стихах вновь возникают и лермонтовская беседа звезд: «Известно только Богу одному, / Что рассказать звезда звезде хотела...», и тютчевское «святилище небес»: «На лавку сел я возле тына, / И ночи древняя краса, / Вселенной странная картина / Глядела прямо мне в глаза». При этом «музыка небесных сфер не подавляет человека, но естественно приближена к его душе и даже обиходу... В стихах Шевелёва сходятся небесное и самое земное, осязательное» (Пикач А. 1998. С.404-405).
       Один из самых сокровенных образов Шевелёва — образ матери: любящей, скорбящей, труженицы, предстающей как источник бытия, заключающей в себе извечную доброту, любовь ко всему сущему: «Мать стояла одна у порога, / Чуть качая седой головой, / И моя ледяная дорога / На глазах зарастала травой» («Сон»). В любовной лирике Шевелёва открывается душа зрелого человека, не утерявшего тяги к красоте любви, способного на высокое и одухотворенное чувство, звучит по-рыцарски мужественный голос.
       Признаваясь в любви к России, поэт избегает громких слов. Его поэзия, рассказывающая о чудесной тишине родной земли, медитативна и раздумчива. Для него и деревня, и город (которому также посвящен ряд стихов) — ипостаси великой и неделимой России. Это определяет свойства его поэтической системы: «Ему ближе "простые вести", "земные радости". Он даже избегает метафор, обобщений, стремясь воссоздать конкретное настроение, несравненное мгновение человеческой радости» (Павлов Н. Первоначальные итоги // Звезда. 1985. №3. С.203).
       В 1970-е лирика Шевелёв все больше наполняется песенной стихией, усиливается ее эмоциональная активность. Проникновенный и напевный лирический строй поэзии Шевелёва привлек внимание многих композиторов, которые отмечали музыкальность стихов Шевелёва, идущую изнутри слова, мелодическую энергетику образов. На стихи Шевелёва написано много песен и вокальных циклов. Получили известность «Поздний лист рябины» (Ст.Пожлаков), «Присягаю земле» (В.Соловьев), «Зимний день», «Листопад», «Мгновение», цикл «Память» (Г.Фиртич), цикл «Тихие песни» (А.Сивашова). Песенные тексты Шевелёва согреты «неподдельным чувством лирического волнения, глубинного философского проникновения в жизнь окружающего мира, в судьбы и характеры людей своего поколения» (Морозов Г.— С.3). Шевелёв также работал в творческом содружестве с С.Горковенко, В.Успенским, С.Чебышевым, А.Кальварским и др.
       «В общерусском поэтическом "оркестре" у Шевелёва имелся свой особый инструмент... В его поэзии звучали тихие, потаенные струны русского сердца, его глубинные скорбь и тоска, его лирическая песенность и бесхитростные (истинно "простые") радости» (Любомудров М.— С.443). В Санкт-Петербурге открыт мемориальный центр Шевелёва.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:19:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"