Татьяничева Людмила Константиновна
|
Другие персоны с фамилией Татьяничева
Другие персоны с именем Людмила Кто родился в этот день 19.12 Кто родился в этот год 1915 |
[6.12(19.12). 1915, Ардатов, Симбирской губ. — 9.4.1980, Москва]
— поэт.
Рано потеряв родителей, с десяти лет жила в Свердловске, в семье дальних родственников
Кожевниковых. Приемный отец, Константин Рафаилович, преподавал физику, приемная мать, Мария
Александровна,— русский язык и литературу. После окончания семилетки Татьяничева пошла работать на
вагоностроительный завод им. Воеводина ученицей токаря. Окончив рабфак, училась на вечернем
отделении института цветных металлов. Проучившись 2 курса, в 1934 переезжает в строившийся
Магнитогорск. Свои ранние стихи Татьяничева публикует в молодежном ежемесячном журнале «За
Магнитострои литературы».
В 1941 она заочно окончила Литературный институт. Тогда же вступила в партию. До 1944 работала в
редакции городской газете, а в 1944-46 была редактором челябинского областного издательства. В этом
издательстве в 1944 вышел первый поэтический сборник Татьяничевой «Верность». После этого
публиковала свои произведения то в Москве, то в различных издательствах Урала, была членом
правления СП РСФСР (в 1965-75 — одним из его секретарей), с 1967 — членом правления СП СССР. В
начале 1970-х Татьяничева переехала в Москву. С 1958 — времени выхода «Синегорья»,— книги ее
выходят одна за другой почти ежегодно. За сборник «Зорянка» (1970) в 1971 Татьяничевой была
присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького.
Одна из главных тем поэзии Татьяничевой — Урал с его красотой, историей, индустриальной мощью. Для
Татьяничевой, сформировавшейся в атмосфере ударных социалистических строек, гордившейся своей
«нелегкой, боевой, прекрасной юностью» комсомолки, проходившей в 1930-е, Магнитогорск стал символом
родины — строящейся, обновляющейся. К образу Магнит-горы, ставшему лейтмотивным в ее творчестве,
Татьяничева возвращается всю жизнь. Магнит-гора — воплощение металлургической мощи страны —
вспоминается ею и как символ трудового героизма народа в годы Великой Отечественной войны. Поэтесса
считала, что подвиги тыла недостаточно отражены в русской литературе, и хотела внести свою лепту,
воспевая мужество тружеников-уральцев. Всю жизнь она слышала «голос Магнит-горы». («Дума о
Магнит-горе», 1979 и др.). Много писавшая о людях труда — доменщиках, сталеварах, прокатчиках,—
саму красоту человека Татьяничева связывала с деянием («Сталевар у горячей печи — как он красив!»).
Такой деятельной видит поэтесса и природу. В ее стихах предстает довольно редкое сочетание
последовательной социальности (металлургический Урал), подчиненности принципам социалистического
реализма и тонкого чувства природы. «Вечная» тема природы звучит у Татьяничева то по-тютчевски
философично («Природа жаждет обновленья...»), то по-есенински лирично («Я без Урала не могу...»).
Поэтическим символом своего края Татьяничева избрала малахит, ибо, по мнению поэтессы, в его цвете и
узорах запечатлена память об иных временах, когда Урал, возможно, еще был под «морскою вольною
волной». Для Татьяничевой малахит, как и ветка из одноименного стих. 1978,— материальное
подтверждение неразрывности времени и пространства: «Он морем до краев наполнен, / И кажется:
слегка подуть — / Проснутся каменные волны / И морю вновь укажут путь...» («Малахит», 1945).
Способности видеть сказочную красоту природы, по признанию поэтессы, она училась у «философов,
поэтов, горновых», у мастеровых, издревле умевших чудесным образом передавать «дыхание сосны» в
«рисунке на булатной стали».
Жанровый круг стихов Татьяничевой достаточно широк — публицистика, лирика природы,
фило-софско-притчевые стихи, драматичная любовная лирика. Татьяничева выработала свой стиль, свою
тональность, в которой повествует о разнообразных человеческих чувствах, о переживаниях лирической
героини — от первых девичьих розовых мечтаний до горестного опыта зрелой женщины. Татьяничева
обладала умением сказать о самом сокровенном, проявляя при этом «истинно русскую целомудренность»
(Фёдоров В.) Достоинство, самоуважение, но и способность к жертвенной любви — эти свойства женской
души особенно дороги поэтессе. Татьяничева убеждена в том, что они в самой природе русской женщины:
«Еще любимого не встретив, / Она ему уже верна...» («Русская девушка», 1957). Татьяничева была
разработана по сути малоисследованная поэзией тема семейных отношений, увиденных через призму
личного женского опыта. Богатый спектр чувств жены и матери открывается в таких стихах, как «Песня
без конца», «Неужели были лживы...», «Профиль», «Сыновья» и др. Одно из самых известных стих, этого
плана говорит не только о глубине материнских переживаний, гордости за сыновей, но просто и мудро
напоминает о скоротечности жизни и вечном ее продолжении в детях: «Жизнь горит во мне, неугасима, / У
меня две вечности — / Два сына». («Сыновья», 1960). В поздний период творчества (1960-70-е) все чаще
обращаясь к общечеловеческим «вечным» темам, Татьяничева нередко опирается на фольклорные
традиции («Кони»), на традиции балладно-аллегорических стихов в духе Д.Кедрина («Гордые»,
«Молчание» и др.). Зрелые стихи Татьяничевой отмечены стремлением к глубине и ясности мысли,
афористической краткости и образности (см. например: «Это правда — / Гордым в жизни легче, / Только
гордым сделаться — / Не просто...» Или: «Кем буду для тебя, / Когда меня не станет? / О, лишь не
одиночеством / Твоим!»).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх