Степанов Александр Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Степанов
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 02.02 Кто родился в этот год 1882 |
[21.1(2.2).1882, Одесса — 30.10.1965, Москва]
— прозаик.
К семье Степанов можно с полным правом отнести слова Б.Васильева: «Есть такая
профессия — защищать Родину». Прадед Степанов участвовал в походах Суворова, в
том числе в переходе через Альпы, дед — в Отечественной войне 1812,
дослужившись до права на потомственное дворянство; отец, окончив Ми-хайловское
артиллерийское училище и Артиллерийскую академию, служил в Николаевской армии
капитаном артиллерии. Продолжая семейные традиции, Степанов учился в кадетском
корпусе в Полоцке (1901-03), а затем, переехав с семьей в Порт-Артур,
подростком принял участие в его обороне. Он всячески помогал отцу — привозил на
передний край воду, выполнял обязанности связного, бывая во многих сухопутных
подразделениях и на кораблях, был ранен. После падения Порт-Артура, Степанов
вместе с отцом был отправлен в Японию в качестве военнопленного, но затем,
разобравшись в том, что воин — несовершеннолетний, его отправили в Россию.
Степанов продолжил учебу в Сумском кадетском корпусе, а затем в Петербургском
Технологическом ин-те, окончив который (1913) пошел служить в артиллерию.
Прошел Первую мировую войну, участвуя в решающих ее сражениях и походах —
Восточная Пруссия с армией генерала Самсонова, Галиция, Варшава, Вильно,
Брусиловский прорыв...
С 1917 по 1922 учился в Артиллерийской академии в Петрограде, одновременно
принимая участие и в сражениях, на этот раз — Гражданской войны. Так, в 1921,
еще не будучи членом партии, Степанов вместе с делегатами X съезда РКП (б), как
и А.Фадеев, штурмует восставший против злоупотреблений властей Кронштадт. Во
время этого очень тяжелого для обеих сторон сражения, Степанов был тяжело
контужен, провалился в ледяную воду, долго и тяжело болел. Пришлось
демобилизоваться и уехать в Краснодар, к матери и сестре (отец после
Гражданской войны оказался в эмиграции). Степанов работал инженером,
преподавал, но в 1931 вновь тяжело заболел, оказавшись надолго прикованным к
постели. Лишенный возможности передвигаться, Степанов пробует писать. Тема
совершенно ясна — оборона Порт-Артура, которая навсегда останется для него
самым ярким жизненным впечатлением. В семье сохранились Порт-Артурские дневники
отца, близкие помогают ему собирать и другие материалы.
После выздоровления, совмещая работу по специальности с литературной, Степанов
завершает роман и передает рукопись на отзыв А.Новикову-Прибою и
С.Сергееву-Ценскому. Этот выбор не случаен — именно они являются его
предшественниками в разработке военно-патриотической тематики. Более того,
именно А.Новиков-Прибой, открыл в литературе 1930-х «дневниковый», или
«летописный», принцип построения произведения — день за днем, месяц за месяцем,
описывая важнейшие военные события. Эта композиционная форма была подхвачена
С.Сергевым-Ценским и позднее — П.Далецким, именно к ней обратился и Степанов.
Рукопись была одобрена, в 1940 в Краснодаре выходит первая книга романа, в 1941
(по др. данным — в 1942) — вторая. В 1944 роман переиздается массовым тиражом в
Москве, получив самые благоприятные отзывы критики, которая подчеркивала
удивительную «своевременность и полезность» (Н.Тихонов) романа. Особое звучание
«Порт-Артур» приобретает в связи с началом войны СССР с Японией. 1945
становится годом второго рождения романа и начала его мировой известности —
«Порт-Артур» переводится на многие иностранные языки.
В 1946 произведение было отмечено Сталинской премией.
Успех романа не был случайностью — в нем шла речь об одном из самых героических
и трагических событий в истории России, никогда не забываемых народом. Но в то
же время русско-японская война еще не получила полного и всестороннего
отображения в литературе. До очень немногих читателей, отгороженных от истории
и литературы начала века, доносились отзвуки «Красного смеха» Л.Андреева,
пронзительно-щемящая нота блоковского стих. 1904 «Девушка пела в церковном
хоре...», где «причастный тайнам плакал ребенок / О том, что никто не придет
назад». Разве только горестные звуки народного вальса «На сопках Маньчжурии»
напоминали о крестах на далеких и очень многочисленных братских могилах...
Степанов впервые представил не просто сухие хроникальные записи военных
действий, но страстное и взволнованное повествование о том, что
мальчиком-подростком видел собственными глазами, а затем всесторонне изучил,
насколько это было возможно, и осмыслил, будучи зрелым человеком, опираясь на
многочисленные документальные материалы и свидетельства других очевидцев.
Концепция романа, безусловно, носила революционный и демократический характер:
Степанов подчеркивал преступную неподготовленность Российской державы начала XX
в. к ведению серьезных военных действий, «всю гниль,— по его словам,— правящей
Россией самодержавной клики» (Новый мир. 1945. №8. С.117). С другой стороны, с
глубокой симпатией и сочувствием Степанов показал народную Россию —
самоотверженно сражающихся солдат, матросов и тех, кто решительно встал на их
сторону, как реальных, так и вымышленных героев: любимец армии и флота
талантливый адмирал Макаров, умелый и решительный генерал Кондратенко,
бесстрашный, унаследовавший многие гусарские традиции капитан Борейко,
представитель наиболее интеллигентной части русского офицерства прапорщик
Звонарев и другие. Степанов использует удачно найденный композиционный прием,
для того чтобы возможно шире отобразить жизнь осажденной крепости в
горизонтальном и вертикальном ее разрезе. Большинство батальны к сцен романа
происходит на Электрическом утесе. Но сюжетообразующая роль отведена прапорщику
Сергею Звонареву (прототипом которого явился отец Степанова), инженеру-механику
по специальности, который по долгу службы занимается оборудованием всех фортов
Порт-Артура, выезжает на важнейшие участки обороны. Это позволяет автору
создать эффект широкого панорамного обзора военных событий. Звонарев — боевой
офицер, чья жизнь неразрывно связана с фронтом, становится женихом дочери
одного из порт-артурских генералов Вари Белой. Отсюда возможность показать
жизнь порт-артурского «общества», показать сверху донизу, противопоставив
истинных патриотов, добрых и честных людей бездарным и злобным карьеристам типа
Стесселя и Вамензона, не говоря уж о том, что любовный сюжет придает роману
дополнительные худож. качества.
Одним из первых рецензентов «Порт-Артура» стал участник русско-японской войны,
будущий генерал-майор и автор известной книги «50 лет в строю» А.Игнатьев
(Знамя, 1941. №3). Справедливо указав на некоторые неточности в изображении
собственно исторических событий, он упрекнул автора также и в сгущении красок
при изображении глубокого нравственного падения не только высших, но и
«высочайших» чинов, фигурирующих в романе. Почти двумя десятилетиями позднее
авторы «Истории советской литературы» в 4 т. (Т.3. М., 1968. С.64), наоборот,
усмотрели, что картины ратного мужества и воинской стойкости в романе
«затеняли» мысль о трагедии русского солдата, вынужденного платить своей
собственной жизнью за чуждые ему цели. Современная же критика вновь увидела в
романе проявления излишней социальной и политической тенденциозности в
изображении, с одной стороны, жестокости и самодурства по отношению к солдатам,
а с другой стороны — активности и сознательности протеста, который проявляет,
скажем, солдат Блохин или батарея, не позволившая начальнику всей артиллерии
арестовать своего любимого командира. Таким образом, с гневом и болью повествуя
о гнилости армии, которая «в мирное время занималась только парадами и
шагистикой», о карьеризме офицеров и генералов, подсиживаниях,
несогласованности действий армейского и флотского начальства, казнокрадства,
бездарности ряда руководителей (пусть даже не доходящей до прямого
предательства, о чем писал А.Игнатьев), об отношении к солдатам как к скотине,
Степанов в целом не погрешил ни против исторической, ни против художественной
правды. Социальная проблематика «Порт-Артура», если воспринимать события начала
XX в. без тенденциозной модернизации, реально соответствовала тому, что было в
истории.
В то же время гораздо более серьезной была проблема художественности
произведения, построенного по принципу «летописной композиции». Хроникальность,
когда она связана с изображением событий такой исторической значимости и
драматизма, имеет право на существование и в самой себе несет значительное
эмоциональное содержание. Кроме того, она отвечает на запросы времени, желание
читателей знать правду о себе. Но в самом принципе слишком широкого панорамного
изображения таится опасность потери углубленного раскрытия человеческих
характеров во всей их полноте и многообразии. Эпическая широта обогащает
арсенал батальной живописи, но часто за счет глубины психологизма и
масштабности художественных обобщений, присущих именно романной структуре.
В силу своеобразия материала в «Порт-Артуре» (как и ранее в «Цусиме»
А.Новикова-Прибоя) документальность и хроникальность обернулись достоинством,
но роковым образом сказались на продолжении романа. На рубеже 1950-60-х,
написав по материалам Порт-Артура пьесу «На Тихом океане» (1946; с 1954
называлась «Порт-Артур»), Степанов начал работу над продолжением романа —
«Семья Звонаревых». Он должен был отразить жизнь бывших порт-артуровцев начиная
с событий 1901 и кончая февр. 1917. Но там, где уже не было столь драматически
напряженной реальной основы, которая сама формировала сюжет, цементировала
отдельные детали и образы в единый и цельный худож. организм, повествование
стало замедленным, вымученным и вялым. Написав две части «Семьи Звонаревых»
(1959-63), к третьей Степанов уже не обратился, роман остался незаконченным.
Степановым были опубликованы в разное время повести «Трагедия в Чемульпо»
(1945; вошла в текст романа «Порт-Артур» с изд. 1955), «Адмирал Макаров в
Порт-Артуре» (1947), «В Керченской крепости» (1958; вошла в текст романа «Семья
Звонаревых» изд. 1959).
В 1948 Степанов обратился к путевой прозе — «Чехословакия» и «Австрия» (обе —
1948). В 1958 — к событиям обороны Петрограда в 1918 — повесть «Стальной
рабочий отряд».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх