Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович
|
Другие персоны с фамилией Гогоцкий
Другие персоны с именем Сильвестр Кто родился в этот день 17.01 Кто родился в этот год 1813 |
- философ, богослов, педагог.
Род. в Каменец-Подольске, в семье протоиерея.
Окончил духовное училище, духовную семинарию, в 1837 - Киевскую Духовную академию.
За курсовое сочинение "Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви" получил степень магистра богословия.
В 1842 освобожден от духовного звания и переведен на кафедру философии.
С 1842 - бакалавр философских наук, в 1845 получил степень кандидат философских наук, а в 1848 - магистра философии.
Был утвержден доцентом по кафедре истории новой философии и нравоучительной философии в университете Святого Владимира.
Первая университетская диссертация - "Критический взгляд на философию Канта",
магистерская - "О характере философии средних веков" (1849),
докторская - "Обозрение системы философии Гегеля" (1850).
С 1850 - ординарный профессор академии, доктор философии, доктор филологии.
В связи с тем, что в 1850 философские кафедры в университетах были упразднены Г. работал цензором, а с 1851 - ординарным профессор Киевского университета по кафедре педагогики.
В 1862-1863 - декан историческо-филологического факультета этого университета.
В 1869-1883 занимал восстановленную кафедру философского Киевского университета, а также преподавал в ряде других учебных заведений Киева.
"Философский лексикон" Гогоцкого - одна из первых попыток создания в России философской энциклопедии. Гогоцкий подчеркивал роль умозрения как в философии, так и в частных науках. Он писал: "Самое отвлеченное умозрение не так безразлично, как думают, в отношении к живым интересам науки и может идти об руку с самыми живыми вопросами современности" (Философский лексикон. Т.II. Киев, 1861. С.354). Высоко ценил философские учения Канта и Гегеля. Кант, по мнению Гогоцкого, правильно указал на проблемы, без решения которых философия не может стать подлинной наукой, а именно - он обратил внимание на связь содержания философии с внутренней силой человеческого духа. Величие и глубина Канта "поражает особенно в том отношении, что при полном сознании достоинства приемов точной науки он в то же время всегда проникнут глубоким сочувствием к истинам сверхчувственным" (Там же. ТЛИ. Киев, 1866. С.86).
С Канта, по Гогоцкому, начинается новая эпоха, ибо Кант, признав, что дело философии заключается в уразумении сущего через мышление, направил философию на само мышление. В.В.Зеньковский пишет, что книгу "Kritik der Urtheilskraft" Г. считал "почти пророческой книгой" за то, что она связывает мир явлений с сферой безусловного бытия, устанавливает принципы телеологического истолкования бытия.
Однако коренную ошибку Канта Гогоцкий видел в его теории познания, которая ограничивает силу познания лишь миром явлений. "Разум у Канта остается без способности проникнуть в сущность вещей, а сущность вещей - без способности быть понятой". Гогоцкий потому и ценил высоко Гегеля, что "он преодолевает этот разрыв бытия и познания, что сама сущность мира им трактуется как Дух, как живое Начало, вносящее жизнь в мир" (3. "ИРФ". T.I. ч.2. С.116).
Особенно импонировало Гогоцкий в гегелевском учении то, что Абсолютная идея (понимаемая Гогоцким как Божество) обнаруживает себя в мире физического и нравственного, выступая как творческая сила. Однако Гогоцкий критикует Гегеля за панлогизм, приводящий того к "преувеличенному понятию о нашем мышлении и к недостаточному, унизительному - о верховном существе" (Философский лексикон. Т.II. С. 149).
Рассматривая историю философии, Гогоцкий последовательно придерживался историзма. Так, в работе "О характере философии средних веков" он определяет ее место в общей истории философии и в контексте общей культуры средних веков. Отношение, в которое ставит себя к бытию мыслящий дух, есть, по Г., характеристика любой эпохи в философии. Критически относящийся к русской философии в целом Г.Г.Шпет, характеризуя Гогоцкого как философа, пишет: "Принципиальная самостоятельность философии и независимая методичность, при несомненной связи постановок вопросов с общими требованиями времени, - это такое понимание, которое выгодно отличает Гогоцкого от его предшественников. В его подходе к делу - новый тон и новый способ держать философскую речь" ("ОИРФ". С.439).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх